Динамика автомобильных грузоперевозок ЕС-СНГ в 2018 году: плюс 14% по экспорту, минус 3% по импорту
В 2018 году по сравнению с предшествующим годом рынок международных автомобильных грузовых перевозок между странами Европейского союза и крупнейшими странами СНГ – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан – в физическом выражении снизился на 3% по импорту из ЕС и увеличился на 14,3% в направлении экспорта.
Наибольшая отрицательная динамика импорта отмечается в Республику Беларусь: -18%, основные объемы сокращения пришлись на свежие фрукты и овощи. У этой же страны наилучшие показатели по динамике экспорта в ЕС – почти 30%. Экспорт из Беларуси вырос, главным образом, за счет поставок дерева и деревянных изделий.
Российская Федерация и Украина в 2018 году незначительно отклонились от объемов импорта 2017 года: -2,3% и +2,8% соответственно. Россия почти на треть снизила импорт промышленного оборудования (товары по коду 84 ТН ВЭД перешли из рейтинга самых импортируемых товаров во вторую строчку после пластмассы и изделий из нее). Экспорт увеличился из обеих стран – здесь высокую динамику обеспечили дерево и деревянные изделия, железо и сталь.
Импорт в Казахстан после отрицательной динамики в первом полугодии перешел в рост во втором полугодии, фактически повторив в 2018 году объемы 2017 года. Экспорт из Казахстана рос высокими темпами все месяцы, кроме августа и сентября, увеличившись по итогу года на 26%. Самой растущей экспортной группой товаров были масличные семена и фрукты, зерновые.
Комментарии экспертов
Елена Сазончик, директор по маркетингу: «Рынок международных автомобильных грузоперевозок России в 2018 году медленно сокращался. Со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная динамика импорта из Евросоюза в РФ. Сокращение объемов шло в первую очередь за счет товарной группы 84 ТН ВЭД, куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы, поэтому в количестве транспортных заказов рынок оставался в небольшой положительной динамике.
Наибольшие объемы импорта из Евросоюза в Российскую Федерацию составляли товары FMCG – около четверти всего грузопотока в физическом выражении. Доли по 12-13% заняли перевозки химии и электронной и бытовой техники; по 8-9% - импорт пластмассы и бумаги; по 6-7% - продукция автопрома и металлы. На направлении экспорта более 50% объемов занимала перевозка древесины, 14% - металлы, 10% - химия, 7% - товары FMCG».
Андрей Абрагимович, Генеральный директор: «Итоги работы автотранспортного подразделения TELS в 2018 году показали рост +25% в транспортных заказах и +20% в стоимости оказанных услуг. Но наше развитие идет в первую очередь за счет увеличения автопарка компании и загрузки новых автомашин. Предложение грузов в течение года потихоньку сокращалось. Увеличились затраты на топливо и зарплаты водителей-международников. При том, что пробег автомобилей увеличился, прибыльность перевозок осталась на том же уровне – за те же деньги мы работали больше.
Август 2018 года снова напомнил российским международным перевозчикам о валютных рисках. Ослабление рубля снизило прибыльность транспортных компаний и простимулировало заказчиков сократить партии ввозимой продукции в ожидании падения потребительского спроса. Это частично перераспределило объемы транспортных заказов с комплектных автомобильных перевозок в пользу услуг по доставке сборных грузов».
Наибольшая отрицательная динамика импорта отмечается в Республику Беларусь: -18%, основные объемы сокращения пришлись на свежие фрукты и овощи. У этой же страны наилучшие показатели по динамике экспорта в ЕС – почти 30%. Экспорт из Беларуси вырос, главным образом, за счет поставок дерева и деревянных изделий.
Российская Федерация и Украина в 2018 году незначительно отклонились от объемов импорта 2017 года: -2,3% и +2,8% соответственно. Россия почти на треть снизила импорт промышленного оборудования (товары по коду 84 ТН ВЭД перешли из рейтинга самых импортируемых товаров во вторую строчку после пластмассы и изделий из нее). Экспорт увеличился из обеих стран – здесь высокую динамику обеспечили дерево и деревянные изделия, железо и сталь.
Импорт в Казахстан после отрицательной динамики в первом полугодии перешел в рост во втором полугодии, фактически повторив в 2018 году объемы 2017 года. Экспорт из Казахстана рос высокими темпами все месяцы, кроме августа и сентября, увеличившись по итогу года на 26%. Самой растущей экспортной группой товаров были масличные семена и фрукты, зерновые.
Комментарии экспертов
Елена Сазончик, директор по маркетингу: «Рынок международных автомобильных грузоперевозок России в 2018 году медленно сокращался. Со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная динамика импорта из Евросоюза в РФ. Сокращение объемов шло в первую очередь за счет товарной группы 84 ТН ВЭД, куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы, поэтому в количестве транспортных заказов рынок оставался в небольшой положительной динамике.
Наибольшие объемы импорта из Евросоюза в Российскую Федерацию составляли товары FMCG – около четверти всего грузопотока в физическом выражении. Доли по 12-13% заняли перевозки химии и электронной и бытовой техники; по 8-9% - импорт пластмассы и бумаги; по 6-7% - продукция автопрома и металлы. На направлении экспорта более 50% объемов занимала перевозка древесины, 14% - металлы, 10% - химия, 7% - товары FMCG».
Андрей Абрагимович, Генеральный директор: «Итоги работы автотранспортного подразделения TELS в 2018 году показали рост +25% в транспортных заказах и +20% в стоимости оказанных услуг. Но наше развитие идет в первую очередь за счет увеличения автопарка компании и загрузки новых автомашин. Предложение грузов в течение года потихоньку сокращалось. Увеличились затраты на топливо и зарплаты водителей-международников. При том, что пробег автомобилей увеличился, прибыльность перевозок осталась на том же уровне – за те же деньги мы работали больше.
Август 2018 года снова напомнил российским международным перевозчикам о валютных рисках. Ослабление рубля снизило прибыльность транспортных компаний и простимулировало заказчиков сократить партии ввозимой продукции в ожидании падения потребительского спроса. Это частично перераспределило объемы транспортных заказов с комплектных автомобильных перевозок в пользу услуг по доставке сборных грузов».