Еще раз о системе МДП в России, или что ждет участников рынка после 1 июля 2014 года
Андрей Григорьевич Павлюченко, руководитель Центра корпоративного обучения
Система МДП в России сегодня
Прошел уже практически год с того момента, когда представителями Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации были сделаны известные заявления относительно изменений, связанных с дальнейшим функционированием системы МДП на территории России.
Меры, предпринятые ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП), Международным союзом Автомобильного Транспорта (IRU), направленные на восстановление нормальной работы в рамках Конвенции МДП до настоящего времени не увенчались успехом.
Решениями, принятыми на уровне первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова в ноябре 2013 года, возможность ввозить товары на территорию России по процедуре МДП сохранилась, однако только до одной таможни назначения и только через белорусские или казахские отрезки таможенной границы ТС, а также через финско-российский участок.
Кроме того, была определена контрольная дата - 1 июля 2014 года, до которой продлен срок действия гарантийного соглашения между АСМАП и ФТС.
В феврале и мае 2014 года Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации действия ФТС России признаны противоречащими Конвенции МДП и нарушающими международные обязательства Российской Федерации.
Однако позиция ФТС по данному вопросу остается неизменной. Сохраняются ранее введенные ограничения на применение Конвенции МДП на территории Российской Федерации. Дополнительно, с 21.04.2014 письмом ФТС введены ограничения на использование книжек МДП на МАПП «Торфяновка» Выборгской таможни. Другие автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни, а также Карельская и Мурманская таможни в части оформления процедуры МДП продолжают работать в штатном режиме.
Рынок грузоперевозок РФ с 1 июля 2014 года: если МДП не будет…
В случае отсутствия каких-либо конкретных решений, возобновляющих действие системы МДП на территории России в полном объеме, с 1 июля 2014 года гарантийная система в рамках конвенции МДП с участием АСМАП России может прекратить существование.
Учитывая то, что таможенные органы Республики Беларусь и Казахстана не вводили каких-либо ограничительных мер по аналогии с ФТС России, можно предположить что, начиная с 1 июля 2014 года, Конвенция МДП сохранит свое действие в полном объеме только в рамках государственных границ Беларуси и Казахстана.
Дальнейшая доставка товаров, следующих в адрес российских получателей, будет возможна только при условии применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза, которые являются основой создания национальной системы гарантий.
Применение того или иного вида обеспечения, доставки товаров по процедуре таможенного транзита, предусмотренного законодательством ТС, зависит от согласованных обоюдных решений заказчика и транспортной компании.
Для транспортной компании альтернативой перевозки по книжке МДП в настоящее время на территории таможенного Союза является использование услуг организаций- поручителей, признанных таможенными органами в качестве гарантов по процедуре таможенного транзита.
Основным поручителем при доставке товаров в адрес получателей, расположенных в центральной части России, в настоящее время является ООО «Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», а также ее подрядчики, расположенные вдоль границы Российской Федерации. В Беларуси аналогичные обязательства при ввозе товаров через белорусский отрезок таможенной границы взяло на себя республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис».
Однако финансовые возможности этих организаций не безграничны. В этой связи 12 февраля в г. Новополоцк (Беларусь) по итогам 10-го заседания объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза было подписано Соглашение о создании единого гарантийного объединения между РУП "Белтаможсервис" и российской страховой компанией "Арсеналъ".
Еще одной возможностью транспортных компаний доставлять товары по процедуре таможенного транзита без использования книжки МДП является оформление ими статуса «таможенного перевозчика», который предусмотрен ТК ТС.
В настоящее время более 500 транспортных компаний Беларуси, России и Казахстана включены в соответствующий реестр.
TELS CARGO является российским перевозчиком - действительным членом АСМАП и обладает парком машин более 100 единиц большегрузной автотехники, в ноябре 2013 года было включено в реестр таможенных перевозчиков.
Иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренные законодательством таможенного Союза (денежные средства, банковская гарантия, залог имущества), хотя в теории и являются возможными для транспортных компаний, на практике требуют достаточно высоких временных затрат и, в этой связи, не могут применяться при доставке конкретной партии груза.
Таким образом, в случае, если с 1 июля 2014 года перевозки на территории России в рамках Конвенции МДП все-таки будут затруднены, при планировании перевозок необходимо рассматривать все возможные варианты предоставления обеспечения не только со стороны транспортной компании, но и получателя товара. Возможными вариантами для получателя являются: предварительное декларирование, предоставление финансовых и банковских гарантий, залога имущества.
Определенные льготы, с точки зрения процедуры таможенного транзита, предусмотрены ТК ТС и для субъектов хозяйствования (участников ВЭД), оформивших статус «Уполномоченного экономического оператора».
Прошедший год работы в рамках «непреклонной» позиции ФТС позволил опробовать большинству участников ВЭД (как транспортным компаниям, так и грузовладельцам) все обозначенные варианты предоставления обеспечения.
Практика показывает, что, несмотря на имевшие место затруднения при оформлении обеспечения, потери времени, частичное увеличение финансовых расходов, способы предоставления обеспечения, предусмотренные ТК ТС, являются жизнеспособными и позволяют организовывать доставку в адрес российских получателей.