Логистика 4.0: через 2-3 года всё может сильно измениться
Одним из наиболее ярких трендов рынка логистических услуг является стремительное развитии сферы IT-продуктов для логистики. Степень автоматизации бизнес-процессов и способность логистических подрядчиков к интеграции с информационными системами своих клиентов становится все более значимым фактором успешности бизнеса. Каким путем компании могут прийти к достижению этих целей, – читайте в интервью с Директором по развитию TELS CARGO Владимиром Карачуном, топ-менеджером с 12-летним опытом управления в транспортной логистике, участником пяти проектов автоматизации.
Владимир, если пойти в нашей теме «от общего к частному», как бы вы охарактеризовали развитие IT-сферы в логистике? Какие основные вектора развития в этой области демонстрируют специализированные выставки?
Обе выставки 2017 года – сначала TRANSPORT LOGISTIC в Мюнхене, а затем и TRANSPOLAND в Варшаве – продемонстрировали стремительное развитие и достаточно агрессивное продвижение на рынке компаний, предлагающих IT-продукты для логистики. Выставка в Германии была, конечно, более масштабной по количеству участников и сложности обсуждаемых вопросов, а также представила очень широкий спектр IT-решений для логистики.
Здесь можно назвать три основных вектора развития: 1) транспортные биржи; 2) IT-продукты для автоматизации логистической деятельности; 3) диджитализация техники и оборудования для работы с грузами на всех этапах логистической цепочки. Наблюдается еще техническая эволюция в сфере коммуникаций между заказчиками и подрядчиками, но эта тема относится не только к логистике – это общий тренд в бизнес-коммуникациях.
ТРАНСПОРТНЫЕ БИРЖИ
Давайте подробнее рассмотрим каждое направление! Что сегодня предлагают рынку транспортные биржи и как они развиваются?
Идет эволюция транспортных бирж от простых площадок, экспонирующих предложение грузов и транспорта, к статусу активных участников процесса. Увеличивается сервисная составляющая таких площадок: автоматизация проработки маршрутов, финансовые расчеты… Есть примеры, когда транспортные биржи развивают организацию грузоперевозок как новое направление своего бизнеса, а крупные логистические операторы приобретают и развивают собственные транспортные биржи.
Все биржи агрессивно продвигаются на рынке, стремятся как можно быстрее набрать наибольшую базу заказчиков и перевозчиков, чтобы усилить свои позиции. Они предлагают бесплатный вход на свои площадки с перспективой монетизации своих сервисов в будущем.
На текущий момент очень немногие из транспортных бирж имеют какие-то значительные конкурентные преимущества. Из всего ряда представленных бирж я бы выделил две-три: одни развивают пакетное предложение грузов с автоматизацией построения маршрута; другие предлагают хорошие условия по финансовым гарантиям. Однако ни одна из них не может в полной мере реализовать свои преимущества из-за отсутствия механизма гарантий наличия груза на момент акцептации со стороны участника торгов.
Насколько быстро и как сильно изменит международный логистический рынок развитие транспортных бирж?
В первую очередь, биржи влияют на рынок в тех регионах, где они работают в своем полном функционале - чаще всего, внутри одной страны и на отдельных направлениях международных перевозок. Их развитие идет поступательно: по мере открытия региональных офисов значение биржи в новом регионе начинает расти – от статуса простой тендерной площадки без особых «фишек» и преимуществ биржа постепенно развивается в сервисного партнера.
Но предпосылок, чтобы в ближайшем будущем какая-то биржа смогла выйти на кардинально новый уровень и разные по своей специфике рынки с предложением всего спектра своих возможностей, нет. Самая крупная компания в этой сфере сегодня значимо присутствует в 12 европейских странах, остальные биржи активно работают на внутренний рынок одной страны, иногда обслуживают перевозки в сопредельные страны. Вне своих регионов они просто торговые площадки.
Выход на рынки стран ЕАЭС для крупных транспортных бирж сегодня точно не является приоритетом: во-первых, европейский рынок намного более емкий и удобный для развития; во-вторых, развитие восточного направления ограничивается дефицитом специалистов и экспертов, которые могли бы курировать эти проекты в странах ЕАЭС и Азии.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
Что можно сказать о перспективах рынка IT-продуктов для автоматизации логистики? Насколько для операторов логистического рынка становятся важными и востребованными программные решения внешних подрядчиков?
Деятельность международного экспедитора, организующего перевозки всеми видами транспорта – это большой комплекс сложных процессов. Именно поэтому на рынке нет и не ожидается появления какого-то глобального продукта автоматизации логистической деятельности, удовлетворяющего запросы значимой части участников рынка. Большие перспективы имеют «нишевые» продукты, качественно автоматизирующие отдельные участки логистических процессов.
Для крупного международного логистического предприятия автоматизация всей своей деятельности собственными силами – это крайне сомнительная затея, требующая неоправданно огромных ресурсов при высоких рисках не очень качественного результата. Мы регулярно общаемся со многими коллегами «по цеху» из крупных европейских логистических компаний – все говорят о приобретении нишевых IT-разработок с интеграцией в единую систему. Собственный опыт изучения предлагаемых IT-продуктов подтверждает перспективы такого решения.
Например, очень понравился программный продукт, который достаточно близко подходит к нашим процессам перевозки сборных (и не только) грузов и требует относительно небольшой кастомизации для внедрения. В этом же продукте есть блок CRM. Разработчики преподносят свой продукт как комплексное решение по автоматизации. Но объективно видно, что их CRM нам точно не подходит, и, если мы возьмем этот продукт для автоматизации перевозок, придется интегрировать блок CRM от другого разработчика.
И насколько надежна будет информационная система, сложенная из нескольких продуктов разных разработчиков?
Сами IT-компании эту ситуацию хорошо понимают, поэтому в своих разработках переходят на общие универсальные протоколы обмена информацией, позволяющие интегрировать их решения с другими информационными продуктами.
Таким образом, сфера IT-решений в логистике идет по пути, когда с помощью предлагаемых продуктов можно будет: а) создавать собственные платформы для работы с заказчиками и подрядчиками; б) интегрироваться с информационными системами своих контрагентов; в) интегрироваться в действующие на рынке транспортные биржи.
И по тому, с какой скоростью развивается эта сфера, какой интерес она вызывает у участников рынка и какие требования предъявляются сегодня к логистическим подрядчикам, предполагаю, что уже в ближайшие 2-3 года должен произойти эволюционный скачок в уровне автоматизации логистических операторов.
«УМНОЕ» ОБОРУДОВАНИЕ
Что вы подразумевали по «диджитализацией» техники и оборудования?
Развитие науки и техники приводит к тому, что новые изобретения начинают активно внедряться и в комплектование логистического оборудования. «Умные» контейнеры и прицепы оснащаются всякими датчиками, которые измеряют различные параметры внешней среды и груза, считывают информацию с окружающих объектов.
Наряду с реальным улучшением потребительских свойств товаров и услуг, в этом процессе есть и изрядная доля «маркетингового шума». Маркетинг требует появления новинок, должны создаваться информационные поводы для продвижения товара. Это в свою очередь стимулирует изменение спроса, поскольку заказчики и покупатели включают некоторые «раскрученные» производителями новинки в список важных условий при приобретении товаров и услуг. И если твой полуприцеп отстает по каким-то техническим параметрам от конкурента, тебе будет труднее его продать, пусть даже новый «наворот» в текущих реалиях еще не очень-то применим.
ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ
«Эволюция в сфере коммуникации между заказчиками и подрядчиками» - какие реальные изменения здесь происходят?
На многих предприятиях сменяются поколения, приходят молодые сотрудники, которые оценивают покупку логистических услуг по несколько другим критериям. Если совсем утрировать, для такого молодого человека хороший подрядчик – это не просто надежный перевозчик, но и красивая программка-приложение на свой смартфон. А процесс заказа транспорта – это приложение с кнопкой «Перевезти», минимальным общением по рабочим вопросам, on line информированием и автоматизированным отчетом о результатах.
В Германии HR-директора крупнейших компаний уже активно обсуждают, как строить отношения с рабочими кадрами поколения «Y», обеспечивать их лояльность и эффективность одновременно. Это поколение общается по-другому, и для их привлечения и удерживания необходимо создавать привычную для них коммуникационную среду.
Все это также стимулирует участников рынка к скорейшей автоматизации своей деятельности и входу в общую информационную среду со своими контрагентами.
В логистике появились нейронные сети, которые участвуют в построении оптимальных логистических цепочек и даже прогнозировании уровня ставок, анализируя информацию в глобальном пространстве. Роботизированные технологии уже способны считывать входящую информацию в любом формате (текст, голос, картинка), обрабатывать ее и формировать предложения для покупателей. Однако в целом бизнес еще не до конца понимает, как эти технологии можно использовать в производственных и логистических процессах.
Каким будет логистический бизнес через несколько лет?
Неизбежно увеличится прозрачность работы логистических операторов, в связи с этим снизится стоимость «простых» перевозок. Изменения коснутся технологии продаж, будет дефицит экспертных кадров для развития рынка. Экспертные выводы аналитиков нашей компании по этим вопросам я представлю в следующих публикациях.
Владимир, если пойти в нашей теме «от общего к частному», как бы вы охарактеризовали развитие IT-сферы в логистике? Какие основные вектора развития в этой области демонстрируют специализированные выставки?
Обе выставки 2017 года – сначала TRANSPORT LOGISTIC в Мюнхене, а затем и TRANSPOLAND в Варшаве – продемонстрировали стремительное развитие и достаточно агрессивное продвижение на рынке компаний, предлагающих IT-продукты для логистики. Выставка в Германии была, конечно, более масштабной по количеству участников и сложности обсуждаемых вопросов, а также представила очень широкий спектр IT-решений для логистики.
Здесь можно назвать три основных вектора развития: 1) транспортные биржи; 2) IT-продукты для автоматизации логистической деятельности; 3) диджитализация техники и оборудования для работы с грузами на всех этапах логистической цепочки. Наблюдается еще техническая эволюция в сфере коммуникаций между заказчиками и подрядчиками, но эта тема относится не только к логистике – это общий тренд в бизнес-коммуникациях.
ТРАНСПОРТНЫЕ БИРЖИ
Давайте подробнее рассмотрим каждое направление! Что сегодня предлагают рынку транспортные биржи и как они развиваются?
Идет эволюция транспортных бирж от простых площадок, экспонирующих предложение грузов и транспорта, к статусу активных участников процесса. Увеличивается сервисная составляющая таких площадок: автоматизация проработки маршрутов, финансовые расчеты… Есть примеры, когда транспортные биржи развивают организацию грузоперевозок как новое направление своего бизнеса, а крупные логистические операторы приобретают и развивают собственные транспортные биржи.
Все биржи агрессивно продвигаются на рынке, стремятся как можно быстрее набрать наибольшую базу заказчиков и перевозчиков, чтобы усилить свои позиции. Они предлагают бесплатный вход на свои площадки с перспективой монетизации своих сервисов в будущем.
На текущий момент очень немногие из транспортных бирж имеют какие-то значительные конкурентные преимущества. Из всего ряда представленных бирж я бы выделил две-три: одни развивают пакетное предложение грузов с автоматизацией построения маршрута; другие предлагают хорошие условия по финансовым гарантиям. Однако ни одна из них не может в полной мере реализовать свои преимущества из-за отсутствия механизма гарантий наличия груза на момент акцептации со стороны участника торгов.
Насколько быстро и как сильно изменит международный логистический рынок развитие транспортных бирж?
В первую очередь, биржи влияют на рынок в тех регионах, где они работают в своем полном функционале - чаще всего, внутри одной страны и на отдельных направлениях международных перевозок. Их развитие идет поступательно: по мере открытия региональных офисов значение биржи в новом регионе начинает расти – от статуса простой тендерной площадки без особых «фишек» и преимуществ биржа постепенно развивается в сервисного партнера.
Но предпосылок, чтобы в ближайшем будущем какая-то биржа смогла выйти на кардинально новый уровень и разные по своей специфике рынки с предложением всего спектра своих возможностей, нет. Самая крупная компания в этой сфере сегодня значимо присутствует в 12 европейских странах, остальные биржи активно работают на внутренний рынок одной страны, иногда обслуживают перевозки в сопредельные страны. Вне своих регионов они просто торговые площадки.
Выход на рынки стран ЕАЭС для крупных транспортных бирж сегодня точно не является приоритетом: во-первых, европейский рынок намного более емкий и удобный для развития; во-вторых, развитие восточного направления ограничивается дефицитом специалистов и экспертов, которые могли бы курировать эти проекты в странах ЕАЭС и Азии.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
Что можно сказать о перспективах рынка IT-продуктов для автоматизации логистики? Насколько для операторов логистического рынка становятся важными и востребованными программные решения внешних подрядчиков?
Деятельность международного экспедитора, организующего перевозки всеми видами транспорта – это большой комплекс сложных процессов. Именно поэтому на рынке нет и не ожидается появления какого-то глобального продукта автоматизации логистической деятельности, удовлетворяющего запросы значимой части участников рынка. Большие перспективы имеют «нишевые» продукты, качественно автоматизирующие отдельные участки логистических процессов.
Для крупного международного логистического предприятия автоматизация всей своей деятельности собственными силами – это крайне сомнительная затея, требующая неоправданно огромных ресурсов при высоких рисках не очень качественного результата. Мы регулярно общаемся со многими коллегами «по цеху» из крупных европейских логистических компаний – все говорят о приобретении нишевых IT-разработок с интеграцией в единую систему. Собственный опыт изучения предлагаемых IT-продуктов подтверждает перспективы такого решения.
Например, очень понравился программный продукт, который достаточно близко подходит к нашим процессам перевозки сборных (и не только) грузов и требует относительно небольшой кастомизации для внедрения. В этом же продукте есть блок CRM. Разработчики преподносят свой продукт как комплексное решение по автоматизации. Но объективно видно, что их CRM нам точно не подходит, и, если мы возьмем этот продукт для автоматизации перевозок, придется интегрировать блок CRM от другого разработчика.
И насколько надежна будет информационная система, сложенная из нескольких продуктов разных разработчиков?
Сами IT-компании эту ситуацию хорошо понимают, поэтому в своих разработках переходят на общие универсальные протоколы обмена информацией, позволяющие интегрировать их решения с другими информационными продуктами.
Таким образом, сфера IT-решений в логистике идет по пути, когда с помощью предлагаемых продуктов можно будет: а) создавать собственные платформы для работы с заказчиками и подрядчиками; б) интегрироваться с информационными системами своих контрагентов; в) интегрироваться в действующие на рынке транспортные биржи.
И по тому, с какой скоростью развивается эта сфера, какой интерес она вызывает у участников рынка и какие требования предъявляются сегодня к логистическим подрядчикам, предполагаю, что уже в ближайшие 2-3 года должен произойти эволюционный скачок в уровне автоматизации логистических операторов.
«УМНОЕ» ОБОРУДОВАНИЕ
Что вы подразумевали по «диджитализацией» техники и оборудования?
Развитие науки и техники приводит к тому, что новые изобретения начинают активно внедряться и в комплектование логистического оборудования. «Умные» контейнеры и прицепы оснащаются всякими датчиками, которые измеряют различные параметры внешней среды и груза, считывают информацию с окружающих объектов.
Наряду с реальным улучшением потребительских свойств товаров и услуг, в этом процессе есть и изрядная доля «маркетингового шума». Маркетинг требует появления новинок, должны создаваться информационные поводы для продвижения товара. Это в свою очередь стимулирует изменение спроса, поскольку заказчики и покупатели включают некоторые «раскрученные» производителями новинки в список важных условий при приобретении товаров и услуг. И если твой полуприцеп отстает по каким-то техническим параметрам от конкурента, тебе будет труднее его продать, пусть даже новый «наворот» в текущих реалиях еще не очень-то применим.
ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ
«Эволюция в сфере коммуникации между заказчиками и подрядчиками» - какие реальные изменения здесь происходят?
На многих предприятиях сменяются поколения, приходят молодые сотрудники, которые оценивают покупку логистических услуг по несколько другим критериям. Если совсем утрировать, для такого молодого человека хороший подрядчик – это не просто надежный перевозчик, но и красивая программка-приложение на свой смартфон. А процесс заказа транспорта – это приложение с кнопкой «Перевезти», минимальным общением по рабочим вопросам, on line информированием и автоматизированным отчетом о результатах.
В Германии HR-директора крупнейших компаний уже активно обсуждают, как строить отношения с рабочими кадрами поколения «Y», обеспечивать их лояльность и эффективность одновременно. Это поколение общается по-другому, и для их привлечения и удерживания необходимо создавать привычную для них коммуникационную среду.
Все это также стимулирует участников рынка к скорейшей автоматизации своей деятельности и входу в общую информационную среду со своими контрагентами.
В логистике появились нейронные сети, которые участвуют в построении оптимальных логистических цепочек и даже прогнозировании уровня ставок, анализируя информацию в глобальном пространстве. Роботизированные технологии уже способны считывать входящую информацию в любом формате (текст, голос, картинка), обрабатывать ее и формировать предложения для покупателей. Однако в целом бизнес еще не до конца понимает, как эти технологии можно использовать в производственных и логистических процессах.
Каким будет логистический бизнес через несколько лет?
Неизбежно увеличится прозрачность работы логистических операторов, в связи с этим снизится стоимость «простых» перевозок. Изменения коснутся технологии продаж, будет дефицит экспертных кадров для развития рынка. Экспертные выводы аналитиков нашей компании по этим вопросам я представлю в следующих публикациях.