Логистика периода пандемии: обзор 2020, прогноз на 2021 год

Логистика периода пандемии: обзор 2020, прогноз на 2021 год

О предварительных итогах 2020 года, прогнозах на 2021 год и наиболее существенных трендах рассказывает Генеральный директор TELS CARGO Андрей Петрович Абрагимович (фрагменты интервью для ИА M.A. Research).

Состояние рынка логистических услуг в 2020 году и прогноз на 2021-й

 После относительно неплохого начала 2020 года рынок международных автомобильных грузоперевозок весной «провалился» в пандемию COVID-19. В марте на границах стран выросли многокилометровые очереди из фур, соответственно сроки доставки грузов и затраты перевозчиков увеличились. Там, где раньше машина проезжала не задерживаясь, в новой ситуации для прохождения границ надо было перестраивать маршруты и обеспечивать водителей всеми необходимыми справками, регистрационными документами, средствами защиты, иногда менять водителей. Закрылась возможность перевозок с заездом вглубь Китая.

В первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Евростат, объем рынка автомобильных грузоперевозок между ЕС и Россией в физическом выражении сократился как по импорту в РФ (-4,3%), так и по экспорту (-1,7%). Произошло перераспределение грузового портфеля: одни заказчики значительно сократили объемы заявок, другие увеличили. Летом ситуация стабилизировалась и вошла в более-менее управляемое русло: отстроились новые схемы перевозок, требования стран при прохождении границ перестали часто меняться, наметилось восстановление спроса на перевозки. Несмотря на общую отрицательную динамику рынка и сокращение ставок фрахта в среднем на 5% за период 9 месяцев 2020 года (в мае на пике падения ставки снижались до 15%), по всем основным показателям наша компания осталась в положительной динамике.

Осенью мы возобновили закупку новой большегрузной техники. Восстановление после кризиса началось уже в третьем квартале. Например, динамика падения на рынке международных автомобильных грузоперевозок РФ сократилась с -11,6% во втором квартале до -2% в третьем, рынок Украины перешел с отрицательной динамики (-4,2% во втором квартале) на положительную (+7% в третьем).

Реакция отраслей на пандемию

 Пандемия коронавируса в этом году показала разную реакцию отраслей на подобные обстоятельства. В некоторых отраслях падение спроса на международные логистические услуги в пиковые периоды достигало 40-50% (стройматериалы, металлургия), но есть и такие отрасли, где отмечался рост на 20-30% (вода, напитки; FMCG). При этом ситуационное сокращение в какой-то отрасли не означает, что эта отрасль переходит в разряд бесперспективных для логистического провайдера. Иногда емкость отрасли (объем спроса на логистические услуги) позволяет ей оставаться перспективной даже на фоне временного сокращения. Например, сферы машиностроения, химической промышленности, стройматериалов показали сильную динамику сокращения за период пандемии, но их емкость позволяет им оставаться в списке отраслей с высоким спросом на логистические услуги. 

В отличие от фармацевтики и деревообработки, где спрос на доставку в период пандемии увеличился, но емкость рынка все равно остается невысокой. Опираясь на поведение отраслей в кризис, при этом учитывая их емкость, можно определить ТОП отраслей с наибольшей привлекательностью: это напитки, соки, воды; FMCG; автомобилестроение, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность; продукты питания, машиностроение.

Динамика сегментов логистического рынка в 2020 году 

Развитие торговли со странами Азии и перераспределение грузопотоков в этом направлении сокращают емкость сегмента перевозок, где можно осуществить прямую автомобильную доставку из точки А в точку Б. Значит, растет потенциал рынка 3PL-услуг. Этому же способствует и постоянное расширение перечня товаров, требующих маркировки перед ввозом на территорию РФ – доставка грузов из-за этого происходит в два плеча, с выгрузкой и обработкой на складе. Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличению количества отправляемых сборных грузов.

Существенные ограничения на авиаперевозки перераспределили часть спроса на доставку мелкопартионных грузов в пользу сегмента автомобильных перевозок. Особенно высокий спрос наблюдается сейчас на доставку мелких партий грузов из европейских стран. Требования к маркировке товаров и растущие запросы на доставку мелких партий грузов увеличивают объемы складских услуг при импортных грузовых перевозках. Но этот объем работ в значительной степени проходит мимо российских складов, поскольку консолидацией сборных грузов и маркировкой товаров удобнее заниматься за пределами РФ. 

Пока действующие правовые нормы в РФ и правоприменительная практика значительно усложняют, удорожают и удлиняют этот процесс. Факторы, влияющие на логистический рынок, тенденции и прогнозы Пандемия коронавируса усилила и без того растущие протекционистские тенденции в мире. Экономические санкции, торговые войны и рост политической напряженности укрепляют тренд на локализацию производства, что будет способствовать сокращению объемов международной торговли и росту внутренней. При этом рынок международных грузоперевозок, конечно же, никуда не исчезнет, и мы собираемся продолжить на нем свое развитие. 

Серьезные планы стран Евросоюза по снижению выбросов CO2 диктуют соответствующие решения для логистических провайдеров. В частности, в Австрии уже с 1 января 2021 года въезд на территорию страны с использованием многосторонних разрешений ЕКМТ будет разрешен только грузовым автомобилям класса "Евро-6". Наверняка подобные требования будут быстро распространяться и на другие страны Евросоюза. Соответственно, технику в автопарк мы закупаем с максимальным на момент приобретения экологическим стандартом. 

Стратегия TELS CARGO на ближайшие годы 

Наша стратегия по-прежнему она имеет два основных направления: 

1) оптимизация бизнес-процессов с целью сокращения издержек, в том числе за счет автоматизации; 

2) развитие долгосрочных партнерских отношений с крупными заказчиками. 

Для этого мы готовы комплектовать собственный автопарк подвижным составом, который нужен заказчику, менять схемы перевозок с учетом специфики законодательства стран, брать на себя обязательства по проактивной оптимизации схем доставки. Осенью возобновилась реализация наших планов по развитию автопарка - мы получили новую партию автомобилей. 

Для удовлетворения запросов на перевозку объемных грузов увеличили парк полуприцепов типа МЕГА объемом 100 м3. Приоритетным для себя мы считаем рынок международных грузоперевозок, внутрироссийские перевозки у нас растут главным образом за счет запросов от наших постоянных клиентов.