Международные автоперевозчики снова между молотом и наковальней

Преддверие нового 2019 года для автомобильных международных перевозчиков – время очередных сильных волнений. Сошлось к ряду несколько негативных факторов: риск продолжения роста цен на топливо, очередные (не)договоренности по контингенту российско-польских разрешений, и это на фоне роста дефицита водительских кадров и прогнозов по снижению темпов роста мировой торговли.
Цены на топливо
Несмотря на то, что правительство РФ обещало сдержать рост цен на топливо и запланировало для этого ряд мероприятий, риск увеличения стоимости горючего выше уровня инфляции все равно остается. Заключается он в том, что механизмы реализации этих правительственных мер еще не до конца ясны.
С января 2019 года акцизы на бензин вырастут в полтора раза, с 8 213 до 12 374 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5 665 до 8 541 рублей за тонну. Одновременно с этим на 2% вырастет ставка НДС. Согласно заключению Счетной палаты на проект бюджета 2019-2021 годы, повышение акцизов на топливо может вновь привести к резкому росту цен горючее.
В поручениях по итогам совещания правительства (протокол от 31 октября 2018 года №ДК-П9-206пр) говориться: «Непревышение темпов роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года – более чем на 1,7% (с учётом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 года – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год (исходя из равномерного изменения цен в течение календарного года), имея в виду, что налоговый вычет, предусмотренный пунктом 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации («демпфирующий элемент обратного акциза»), компенсирует повышение ставок акцизов и обеспечит сдерживание оптовых цен на нефтепродукты».
То есть, нефтяники получат от государства часть разницы между мировой ценой и ценой внутреннего рынка, что компенсирует им часть упущенной прибыли от поставок нефтепродуктов на отечественные АЗС вместо их экспорта. Но, по информации МетаГазеты, представители нефтяных компаний пока относятся к демпферу скептически: после повышения акцизов 1 января демпфер может не сработать, поскольку его механизм должным образом не прописан и не закреплен документально.
При этом уже поступает информация о фактическом повышении стоимости топлива для корпоративных клиентов за счет ухудшение условий по топливным картам. Как сообщает газета «Коммерсант», первой на такие меры пошла "Газпром нефть", введя новую наценку, которую назвали "сервисным сбором за топливную карту" и обосновывая ее необходимостью оплаты процессинговых услуг. Бизнес теперь заплатит за дизтопливо на 5% больше «цены стелы» АЗС. По данным издания, ценовые условия по топливным картам ухудшают все крупнейшие нефтекомпании, уменьшая или отменяя скидки, а также вводя различного рода сервисные наценки.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сообщили, что в правительстве нет информации о клиентских программах сетей, что и понятно – клиентские отношения находятся вне зоны правительственного регулирования. Отказаться от топливных карт, чтобы не платить дороже за горючее, многим корпоративным клиентам трудно из-за интегрированности этого способа оплаты в бухгалтерский учет. Сказать здесь свое веское слово за отмену наценок может ФАС. По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, еще по итогам совещания в правительстве от 31 августа были даны поручения по контролю за ситуацией в регионах, в том числе по обоснованности цен и по обращениям, связанным с реализацией нефтепродуктов для госнужд и юрлицам «по ценам выше указанных на стелах». Будет ли реакция с их стороны на поступившую информацию – остается только ждать.
И снова российско-польские разрешения…
В конце октября сего года состоялось заседание российско-польской Смешанной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Главной повесткой этого заседания было согласование контингента разрешений на автомобильные перевозки грузов на 2019 год и дополнительный обмен разрешениями в 2018 году. По имеющимся у нас данным, результат этих переговоров полностью отрицательный, стороны не пришли ни к каким, даже предварительным, договоренностям об обмене разрешениями. Время на формирование новых договоренностей еще есть, но перспективы неопределенны.
Вероятнее всего, договоренности все-таки будут достигнуты, возможно, на более выгодных для польской стороны условиях. В текущих обстоятельствах польские транспортные компании из-за отсутствия разрешений теряют намного меньше, чем их коллеги из России. «Польские ТК за период кризиса в России, санкционных и прочих ограничений успешно переориентировались на более комфортный во всех смыслах рынок Евросоюза, направление в Россию для них уже не такое привлекательное, как это было раньше, - прокомментировал ситуацию Генеральный директор TELS CARGO Андрей Абрагимович. – А вот отсутствие возможности свободно ездить в Европу через территорию Польши в случае, если стороны не договорятся, будет иметь для нас весьма неприятные последствия».
Напомним, ранее уже дважды, когда заканчивался период действующих российско-польских договоренностей в начале 2012 и 2016 гг., российским перевозчикам приходилось строить маршруты в обход Польши, использовать паромы, теряя заказчиков из-за снижения своей конкурентоспособности, пока транспортные ведомства двух стран с трудом договаривались о новых квотах обмена разрешениями. Есть риск, что в начале 2019 года ситуация может повториться.
Согласно статистики Евросоюза, на внутриевропейском рынке в/из Польши в первом полугодии 2018 года на автотранспорте было перевезено более 41 млн. тонн грузов. В восточном направлении – Россия, Украина, Беларусь – в/из Польши за этот же период совокупно было перевезено 4,5 млн тонн, то есть почти на порядок меньше.
В том числе и поэтому поляки «режут лимиты» не только для российских, но и для украинских автоперевозчиков. 10-11 октября 2018 года в Киеве состоялся очередной раунд переговоров в рамках заседания украинского-польской Смешанной Комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Польская сторона в очередной раз заявила о намерении существенно сократить квоты на осуществление международных грузовых автомобильных перевозок, с чем представители Украины пока не согласились.