Новые правила – новые расходы: в ЕС утверждены условия работы дальнобойщиков

9 июля Европарламент утвердил пакет законодательных актов, которые значительно изменят условия работы водителей-международников на территории стран ЕС. В Брюсселе заявляют, что с помощью этих нововведений хотят улучшить условия работы водителей и устранить факторы, негативно влияющие на рынок грузоперевозок.
Не для кого не секрет, что в значительной степени эти изменения лоббировались перевозчиками стран Западной Европы, чтобы снизить конкуренцию со стороны восточноевропейских транспортных компаний.
Очевидно, что фактические правила труда и отдыха водителей в странах «старой» Европы и новых членов ЕС из восточного региона существенно различались. Например, во Франции уже давно время нахождения водителя в кабине было ограничено двумя днями, после чего он должен был организовать свой отдых в гостинице и т.п. Схожие правила существуют и в других западноевропейских странах. Отсутствие таких обязательных норм для всех стран-членов Евросоюза позволяло перевозчикам из Восточной Европы меньше тратить на организацию перевозок и предлагать более конкурентоспособные цены».
Что теперь станет обязательным для всех?
Работа и отдых дальнобойщиков
Сокращенный отдых еще можно будет проводить в кабине грузовика, а вот отдых водителя длительностью более 45 часов (после максимум шести дней работы) компаниям-перевозчикам придется организовывать вне автомобиля, и оплачивать это будет работодатель. В помещениях для отдыха должны быть места для сна и санузлы.
Кроме того, транспортные компании должны будут организовывать работу водителей так, чтобы у тех была возможность провести дома не менее одного еженедельного отдыха за каждые четыре недели работы. Дальнобойщики могут провести его и не дома, но все равно должны вернуться на базу, к которой они приписаны.
Правила оплаты труда
Имея место работы в одной стране, можно трудиться в другой и платить командированным сотрудникам по правилам их родной страны, но при нескольких условиях: если такая работа за границей временная, а ее условия соответствуют минимальным стандартам государства, где работу выполняют.
По новым правилам дальнобойщиков придется регистрировать как командированных работников. Таким образом, водителям, осуществляющим перевозки в более богатых странах, надо будет платить более высокую зарплату.
Предусмотрены исключения. Не нужно будет командировать дальнобойщиков, едущих транзитом или совершающих двусторонние перевозки. Во время такой поездки в оба конца будет разрешено совершить до двух операций выгрузки/погрузки, но лишь по одной в каждой стране, которую проезжает грузовик.
Данные нововведения начнут действовать через 18 месяцев.
Каботаж ограничен
Новые правила направлены на противодействие систематическому каботажу (то есть внутренним перевозкам грузов в одной стране перевозчиком из другой страны ЕС). Водителей, занимающихся каботажем, придется командировать. Нынешние ограничения на каботаж остаются в силе - не более трех операций за семь дней. После этого грузовик не сможет заезжать в ту же самую страну на протяжении четырех дней, а должен будет вернуться в страну регистрации.
В ином случае фирмам теперь придется держать полноценный офис с персоналом и парком автомобилей в стране, где они предоставляют услуги, а также платить там налоги. Водители также должны будут быть приписаны к центру операций в стране.
"Умные" тахографы на грузовиках
Для контроля над выполнением новых правил в ЕС сделают обязательными "умные" тахографы, которые будут, в частности, регистрировать пересечение грузовиками границ между странами ЕС.
Автомобили, на которых "умных" тахографов нет, придется ими оборудовать до конца 2023 года. Еще один год выделили для переоборудования грузовиков, где стоят "умные" тахографы старого образца. С июля 2026 года под действие новых правил попадут и автомобили с максимальной допустимой массой свыше 2,5 тонн.
Как новые правила повлияют на водителей из других стран
Условия работы на территории ЕС водителей из России, Украины и Беларуси регулируются Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, которые занимаются международными автоперевозками (ЕСТР). Таким образом, новые европейские правила командирования работают только внутри ЕС, но при этом в них сказано, что транспортные компании, зарегистрированные за пределами Евросоюза, не могут получать более выгодные условия, чем фирмы из ЕС. Для этого Евросоюз вскоре начнет переговоры с третьими странами о закреплении правил, отвечающих принятым Брюсселем нововведениям.
***
Генеральный директор TELS CARGO Андрей Абрагимович так прокомментировал ситуацию:
«Евросоюз давно усиливает регулирование своего транспортного рынка. Например, еще в 2014 году в ЕС были утверждены новые правила, ужесточающие контроль технического состояния транспорта и разрешающие придорожную проверку коммерческих транспортных средств независимо от страны их регистрации. С мая 2018 года эти правила стали обязательны к применению во всех государствах-членах ЕС.
В целях защиты местных рынков некоторые страны ЕС давно ввели законы, регулирующие минимальные выплаты для командированных сотрудников (что распространяется и на водителей), выполняющих работы на их территории. За нарушение этих законов введены огромные штрафы – например, во Франции эти суммы доходят до 3000 евро за каждого работника.
Новый "Пакет мобильности» вводит для всех стран ЕС правила, согласно которым водителям запрещено проводить длительные периоды отдыха в кабинах автотранспорта, даже в тех, которые для этого специально приспособлены. Водитель должен отдыхать в гостинице, что влечет дополнительные расходы. В «старой» Европе такие правила давно действовали во многих странах, на этом фоне восточноевропейские перевозчики обходились для своих заказчиков дешевле. Теперь транспортным компаниям из Восточной Европы придется увеличивать свои расходы».