О логистическом рынке Украины в ситуации военного положения
В дополнение к тем надвигающимся рискам, о которых мы уже писали ранее («Международные автоперевозчики снова между молотом и наковальней»), международные перевозчики получили еще один предновогодний подарок – военное положение в 10 областях Украины. То есть, в дополнение к дефициту российско-польских и украинско-польских разрешений, у перевозчиков теперь еще серьезные ограничения в работе на территории Украины.
Итак, разбираемся в реальной обстановке.
Военное положение введено в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской области и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории сроком до 27 декабря 2018 года.
Какие это риски?
Военное положение – это, прежде всего, юридический статус территорий, на которых существенно ограничиваются (изменяются) права и свободы. «Специальным правовым режимом предусматривается возможность введения ряда ограничений прав и законных интересов юридических лиц в объёме и границах, которые понадобятся для обеспечения обороноспособности страны. Для этого специально созданные военные администрации могут принимать решения, в том числе, и о: введении особенного режима въезда и выезда, а также движения транспортных средств; принудительного изъятия грузов, находящихся в частной собственности, конфискация (национализация) имущества и грузов предприятий для потребностей государства, - комментирует ситуацию заместитель директора TELS CARGO Евгения Голуб.
А следствием введения военного положения является то, что полисы страхования (ответственности, имущества и пр.) многих страховых компаний прекращают свое действие на данных территориях. По свидетельству эксперта, страховые компании обычно не предоставляют услуг страхования грузов с покрытием военных и забастовочных рисков. Однако какие-то страховщики могут попробовать страховать грузы, включая вышеуказанные риски.
Российскими перевозчиками введение военного положения было воспринято практически как «стоп-сигнал» для работы на этих территориях. Генеральный директор TELS CARGO Андрей Абрагимович: «Получается так, что на этих территориях не действует страхование КАСКО, CMR, «зеленая карта». Ты понимаешь: есть риск того, что твой транспорт стоимостью 100 тыс. долларов может быть изъят вместе с грузом без всякой надежды на компенсацию. Даже если этот риск гипотетический, для нас это очень весомый аргумент воздержаться от работы на этих территориях. Поэтому мы, по согласованию с клиентами, отменяем работу по контрактам, предполагающим загрузку/выгрузку в областях с военным положением, оставляя пока транзитные перевозки через западные территории – там хотя бы еще действует страховое покрытие».
В полном соответствии с мнением эксперта, во вторник 27 ноября было выпущено заявление АСМАП РФ: «В связи с поступлением информации о возобновлении в ряде регионов Украины задержания российских транспортных средств членами украинских радикальных организаций, а также ввиду введения с 28 ноября т.г. в Украине военного положения, просим до прояснения ситуации временно воздержаться от осуществления перевозок по Украине».
Итого, что мы имеем в сложившейся обстановке:
1. Сокращение провозных возможностей на рынке Украины и усиление рисков, в связи с чем ставки фрахта перевозчиков становятся просто «космическими».
2. Возможное снижение перевозок в Украину в связи с отказом части грузовладельцев и транспортных компаний продолжать работу на территориях с военным положением.
3. Снижение деловой активности и коммерческих перспектив в Украине. Принятое решение неизбежно сокращает инвестиционный потенциал экономики страны, что, скорее всего, приведет к снижению ВВП и будет провоцировать дальнейшее развитие социального кризиса.
Тем участникам рынка, которые продолжат работать в Украине в новой обстановке, нужно четко понимать и взвешивать все риски и перспективы. Грузовладелец, который захочет перевезти груз в те области Украины, где введено военное положение, и перевозчик, который возьмется за исполнение этого заказа, в случае ввода в действие мер военного положения могут понести некомпенсируемые убытки.
Итак, разбираемся в реальной обстановке.
Военное положение введено в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской области и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории сроком до 27 декабря 2018 года.
Какие это риски?
Военное положение – это, прежде всего, юридический статус территорий, на которых существенно ограничиваются (изменяются) права и свободы. «Специальным правовым режимом предусматривается возможность введения ряда ограничений прав и законных интересов юридических лиц в объёме и границах, которые понадобятся для обеспечения обороноспособности страны. Для этого специально созданные военные администрации могут принимать решения, в том числе, и о: введении особенного режима въезда и выезда, а также движения транспортных средств; принудительного изъятия грузов, находящихся в частной собственности, конфискация (национализация) имущества и грузов предприятий для потребностей государства, - комментирует ситуацию заместитель директора TELS CARGO Евгения Голуб.
А следствием введения военного положения является то, что полисы страхования (ответственности, имущества и пр.) многих страховых компаний прекращают свое действие на данных территориях. По свидетельству эксперта, страховые компании обычно не предоставляют услуг страхования грузов с покрытием военных и забастовочных рисков. Однако какие-то страховщики могут попробовать страховать грузы, включая вышеуказанные риски.
Российскими перевозчиками введение военного положения было воспринято практически как «стоп-сигнал» для работы на этих территориях. Генеральный директор TELS CARGO Андрей Абрагимович: «Получается так, что на этих территориях не действует страхование КАСКО, CMR, «зеленая карта». Ты понимаешь: есть риск того, что твой транспорт стоимостью 100 тыс. долларов может быть изъят вместе с грузом без всякой надежды на компенсацию. Даже если этот риск гипотетический, для нас это очень весомый аргумент воздержаться от работы на этих территориях. Поэтому мы, по согласованию с клиентами, отменяем работу по контрактам, предполагающим загрузку/выгрузку в областях с военным положением, оставляя пока транзитные перевозки через западные территории – там хотя бы еще действует страховое покрытие».
В полном соответствии с мнением эксперта, во вторник 27 ноября было выпущено заявление АСМАП РФ: «В связи с поступлением информации о возобновлении в ряде регионов Украины задержания российских транспортных средств членами украинских радикальных организаций, а также ввиду введения с 28 ноября т.г. в Украине военного положения, просим до прояснения ситуации временно воздержаться от осуществления перевозок по Украине».
Итого, что мы имеем в сложившейся обстановке:
1. Сокращение провозных возможностей на рынке Украины и усиление рисков, в связи с чем ставки фрахта перевозчиков становятся просто «космическими».
2. Возможное снижение перевозок в Украину в связи с отказом части грузовладельцев и транспортных компаний продолжать работу на территориях с военным положением.
3. Снижение деловой активности и коммерческих перспектив в Украине. Принятое решение неизбежно сокращает инвестиционный потенциал экономики страны, что, скорее всего, приведет к снижению ВВП и будет провоцировать дальнейшее развитие социального кризиса.
Тем участникам рынка, которые продолжат работать в Украине в новой обстановке, нужно четко понимать и взвешивать все риски и перспективы. Грузовладелец, который захочет перевезти груз в те области Украины, где введено военное положение, и перевозчик, который возьмется за исполнение этого заказа, в случае ввода в действие мер военного положения могут понести некомпенсируемые убытки.