Прямой автомобильный перевозчик из/в ЕС «на все случаи жизни»

Прямой автомобильный перевозчик из/в ЕС «на все случаи жизни»
  • Какие ограничения на рынке автомобильных перевозок в/из ЕС сегодня существуют?
  • Какие схемы доставки грузов автомобильным транспортом в/из ЕС на текущий момент доступны?
  • Каких новых ограничений можно ожидать и на что они повлияют?
  • Какие проблемы и риски возникают у заказчиков перевозок?
  • Как можно нивелировать возникающие риски?

Е Голуб

Евгения Голуб, операционный директор TELS CARGO

Какие ограничения на рынке автомобильных перевозок в/из ЕС сегодня существуют?

В дополнение к запрету на экспорт в Российскую Федерацию некоторых групп товаров 5-й пакет санкций Евросоюза фактически запретил движение автомобильного транспорта российских и белорусских предприятий по территории стран ЕС. Исключения сделаны только для небольшой группы товаров, перемещение которых по Европе возможно транспортом РФ и РБ с разрешения компетентных органов Евросоюза: это газ, нефть, продукты нефтепереработки; руды различных металлов; фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, удобрения; гуманитарные грузы. При этом механизмы получения таких разрешений пока только вырабатываются.

В качестве ответной меры Республика Беларусь ограничила движение по своей территории транспорта перевозчиков стран ЕС – они могут только пересекать границу и следовать в установленные места для перегрузки товара или перецепки полуприцепа. Без ограничений по Беларуси могут следовать грузовые автотранспортные средства ЕС, перевозящие почтовые отправления, живых животных, некоторые негабаритные грузы, гуманитарные грузы, а также лекарственные средства и медицинские изделия, требующие особых условий транспортировки.

Какие схемы доставки грузов автомобильным транспортом в/из ЕС на текущий момент доступны?

Для доставки грузов, не подпадающих под исключения из санкций, сегодня доступны следующие основные логистические схемы:
1. Прямая, без перегрузки/перецепки, доставка в/из РФ транспортом стран ЕС в обход Беларуси через Прибалтику или Турцию.
2. Прямая доставка через Беларусь с привлечением транспортных компаний-нерезидентов стран ЕС, России и Беларуси (например, казахстанских).
3. Доставка транспортом стран ЕС до границы Республики Беларусь с дальнейшей перегрузкой товара или перецепкой полуприцепа на транспортное средство российского или белорусского перевозчика. Экспорт в ЕС – в обратном порядке.

Каких новых ограничений можно ожидать и на что они повлияют?

Есть вероятность ввода ограничений на движение транспорта европейских перевозчиков по территории Российской Федерации – такие меры настойчиво предлагаются российскими автомобильными ассоциациями. Если характер этих ограничений будет аналогичен тому, что применила Республика Беларусь, прямая доставка между ЕС и РФ автомобильным транспортом без перегрузки/перецепки станет в большинстве случаев невозможна. Останется еще вариант привлечения для прямой доставки казахстанских, сербских и других перевозчиков, но их провозных возможностей не хватит, чтобы закрыть все потребности рынка.

Основной схемой перемещения товаров через границу ЕС и ЕАЭС при таком развитии событий станет вариант с перегрузкой груза или перецепкой полуприцепа на границе.

Какие проблемы и риски возникают у заказчиков перевозок?

В случае ввода ограничений на проезд автотранспорта ЕС по территории России у российских заказчиков критично сократится возможность пользоваться напрямую услугами автомобильных перевозчиков для доставки грузов в/из ЕС. Доставка будет осуществляться в два «плеча» разными перевозчиками, плюс этап складской перевалки. Заказчик в большинстве случаев вынужден будет отказаться от прямой работы с автотранспортными предприятиями и начать сотрудничество с экспедиционными компаниями.

Это не обязательно приведет к ухудшению условий и снижению надежности поставок, но в любом случае создаст дополнительные риски, связанные с перестройкой привычных логистических схем и увеличением количества подрядчиков-участников доставки.

А также произойдет увеличение сроков и стоимости доставки за счет складских операций по перегрузке товара. Вариант перецепки, то есть передачи полуприцепа одной транспортной компании во временное использование другому перевозчику (да еще иностранному), в первое время будет затруднен, пока не наладятся кооперационные связи между разными транспортными предприятиями с обеих сторон границы.

Как можно нивелировать возникающие риски?

Наилучшей страховкой от ожидаемых рисков является работа с транспортными компаниями, имеющими свой автопарк одновременно в странах ЕС и РФ/РБ. В таком случае даже при условии обязательной перевалки/перецепки на границе вся доставка осуществляется одним перевозчиком на собственном транспорте.

Компания TELS CARGO является таким перевозчиком – у нас есть предприятия с автотранспортом, зарегистрированные в Чехии и России. На данный момент мы можем осуществить для наших клиентов: a) прямую доставку грузов из ЕС в РФ (и обратно) на подвижном составе чешской регистрации в объезд Беларуси; b) доставку груза в одном полуприцепе с перецепкой на границе РБ: чешским тягачом по Европе, российским тягачом – по территории ЕАЭС; c) можем реализовать схему с привлечением европейской транспортной компании для транспортировки по территории ЕС под нашим контролем (читать подробнее – «Экспедирование в TELS CARGO»).

В случае реализации схемы доставки только нашим транспортом дополнительного времени на перегрузку товара из одного полуприцепа в другой точно не требуется, поскольку у нас нет никаких препятствий просто перецепить свой полуприцеп на свой же тягач. При работе с другими перевозчиками иногда груз еще приходится перегружать, но мы работаем над тем, чтобы максимально сократить такие операции.

В случае введения ограничений на движение автомобилей стран ЕС по территории России для нашего Клиента в организационном плане практически ничего не изменится – он продолжит работать с одним перевозчиком, который по одному договору будет доставлять груз в/из ЕС на собственном транспорте. Логистическая цепочка, практика взаимодействия и качество сервиса останутся неизменными.