Риск для российских перевозчиков ездить в Европу в объезд Польши в 2018 году – отменен
Россия и Польша согласовали количество разрешений на международные автомобильные перевозки на будущий год. Это означает, что российские транспортные компании (ТК) после февраля 2018 года, когда закончится действующая квота разрешений, смогут и дальше ездить в Европу через территорию Польши.
Напомним, ранее уже дважды, когда заканчивался период действующих российско-польских договоренностей, в начале 2012 и 2016 гг. российским перевозчикам приходилось строить маршруты в обход Польши, использовать паромы, теряя заказчиков из-за снижения своей конкурентоспособности, пока транспортные ведомства двух стран с трудом договаривались о новых квотах обмена разрешениями.
На 2018 год стороны условились о большем количестве разрешений, чем прежде:
• для России − 220 тыс. двусторонних/транзитных разрешений и 10 тыс. разрешений в/из третьих стран;
• для Польши − 160 тыс. двусторонних/транзитных разрешений и 70 тыс. разрешений на перевозку в/из третьих стран.
Данная ситуация, по мнению представителей АСМАП РФ, создает значительную угрозу для российских перевозчиков.
Петр Павлюк, заместитель генерального директора АСМАП (из интервью провэд.рф): «На польско-российском рынке грузоперевозок 2/3 держат поляки. […] Мы считаем, что на следующий год мы значительно потеряем европейский рынок. Туда мы делаем порядка 130 тыс. поездок в год. В Германию – 70 тыс. поездок. Представьте, что всю Германию заберет Польша.
Конкурировать с польскими перевозчиками мы не в состоянии. Первое и основное – подвижной состав. Приобретение подвижного состава, который отвечал бы экологическим требованиям, для нас гораздо сложнее, чем для них. У них 240 тыс. грузовиков, у нас, в АСМАП, 30 тыс. Поэтому мы обращаемся к правительству с тем, чтобы обновление подвижного состава было более доступным. […] Но пока не получается достучаться. Имеем утилизационный сбор, который сейчас повысят на 40%, «Платон», акцизы. Там, в Польше, они получают ссуду под 3-4%, у нас это 12%. Поэтому парк у нас гораздо старше, чем у поляков. Они обновляют 10-15% парка в год, мы – 2-3%. Сейчас поляки активно берут Евро-6, мы возим на Евро-3. Только на дорожных сборах за один год мы теряем 2,5 тыс. евро».
Однако руководители российских транспортных компаний оценивают результаты российско-польских договоренностей скорее положительно.
Мнение Генерального директора TELS CARGO Андрея Абрагимовича: «Отсутствие возможности свободно ездить в Европу через территорию Польши в случае, если бы стороны не договорились, имело бы для нас намного более неприятные последствия по сравнению с гипотетическим риском роста конкуренции со стороны польских автотранспортников, тем более, что значительного роста этой конкуренции не ожидается. Во-первых, поляки уже давно адаптировались к дефициту разрешение «в/из третьих стран» и, когда им нужно, организуют перевозки в Россию по двусторонним разрешениям - с перегрузом товаров третьих стран в Польше. Во-вторых, польские ТК за период кризиса в России, санкционных и прочих ограничений успешно переориентировались в своей работе на более комфортный во всех смыслах рынок Евросоюза, направление в Россию для них уже не такое привлекательное, как это было раньше».
В сложившихся обстоятельствах польская сторона может себе позволить держать жесткую позицию в переговорах и требовать более выгодных для себя условий, «отыгрываясь» за все те ограничения, которые Россия на протяжении нескольких предыдущих лет ужесточала для иностранных перевозчиков. Увеличенный контингент разрешений «в/из третьих стран» упрощает польским перевозчикам работу на российском направлении грузовых автоперевозок. Для грузовладельцев и международных транспортно-экспедиционных компаний это тоже положительный фактор.
Напомним, ранее уже дважды, когда заканчивался период действующих российско-польских договоренностей, в начале 2012 и 2016 гг. российским перевозчикам приходилось строить маршруты в обход Польши, использовать паромы, теряя заказчиков из-за снижения своей конкурентоспособности, пока транспортные ведомства двух стран с трудом договаривались о новых квотах обмена разрешениями.
На 2018 год стороны условились о большем количестве разрешений, чем прежде:
• для России − 220 тыс. двусторонних/транзитных разрешений и 10 тыс. разрешений в/из третьих стран;
• для Польши − 160 тыс. двусторонних/транзитных разрешений и 70 тыс. разрешений на перевозку в/из третьих стран.
Данная ситуация, по мнению представителей АСМАП РФ, создает значительную угрозу для российских перевозчиков.
Петр Павлюк, заместитель генерального директора АСМАП (из интервью провэд.рф): «На польско-российском рынке грузоперевозок 2/3 держат поляки. […] Мы считаем, что на следующий год мы значительно потеряем европейский рынок. Туда мы делаем порядка 130 тыс. поездок в год. В Германию – 70 тыс. поездок. Представьте, что всю Германию заберет Польша.
Конкурировать с польскими перевозчиками мы не в состоянии. Первое и основное – подвижной состав. Приобретение подвижного состава, который отвечал бы экологическим требованиям, для нас гораздо сложнее, чем для них. У них 240 тыс. грузовиков, у нас, в АСМАП, 30 тыс. Поэтому мы обращаемся к правительству с тем, чтобы обновление подвижного состава было более доступным. […] Но пока не получается достучаться. Имеем утилизационный сбор, который сейчас повысят на 40%, «Платон», акцизы. Там, в Польше, они получают ссуду под 3-4%, у нас это 12%. Поэтому парк у нас гораздо старше, чем у поляков. Они обновляют 10-15% парка в год, мы – 2-3%. Сейчас поляки активно берут Евро-6, мы возим на Евро-3. Только на дорожных сборах за один год мы теряем 2,5 тыс. евро».
Однако руководители российских транспортных компаний оценивают результаты российско-польских договоренностей скорее положительно.
Мнение Генерального директора TELS CARGO Андрея Абрагимовича: «Отсутствие возможности свободно ездить в Европу через территорию Польши в случае, если бы стороны не договорились, имело бы для нас намного более неприятные последствия по сравнению с гипотетическим риском роста конкуренции со стороны польских автотранспортников, тем более, что значительного роста этой конкуренции не ожидается. Во-первых, поляки уже давно адаптировались к дефициту разрешение «в/из третьих стран» и, когда им нужно, организуют перевозки в Россию по двусторонним разрешениям - с перегрузом товаров третьих стран в Польше. Во-вторых, польские ТК за период кризиса в России, санкционных и прочих ограничений успешно переориентировались в своей работе на более комфортный во всех смыслах рынок Евросоюза, направление в Россию для них уже не такое привлекательное, как это было раньше».
В сложившихся обстоятельствах польская сторона может себе позволить держать жесткую позицию в переговорах и требовать более выгодных для себя условий, «отыгрываясь» за все те ограничения, которые Россия на протяжении нескольких предыдущих лет ужесточала для иностранных перевозчиков. Увеличенный контингент разрешений «в/из третьих стран» упрощает польским перевозчикам работу на российском направлении грузовых автоперевозок. Для грузовладельцев и международных транспортно-экспедиционных компаний это тоже положительный фактор.