Риски и ограничения на рынке грузоперевозок в связи с политическим кризисом в Беларуси

Политический кризис в Республике Беларусь с очевидностью приведет к негативным экономическим последствиям для самой республики и с высокой долей вероятности – к изменениям на рынке грузоперевозок между Евросоюзом и Российской Федерацией. В частности, стоит ожидать перераспределения транзитных грузопотоков в случае, если Минск реализует свои угрозы в ответ на санкции Польши и стран Прибалтики.

Есть два заявления Президента РБ: первое касается переориентации белорусского грузопотока из портов Литвы на российские порты; второе - Александр Лукашенко заявил, что Минск может закрыть границу с Польшей в районе Бреста и Гродно, перекрыв транзит грузов из Западной Европы.

Насколько эти планы имеют шансы реализоваться и к каким последствиям приведут, как это отразится на участниках рынка грузоперевозок – комментарии Генерального директора TELS CARGO Андрея Абрагимовича.

Андрей Петрович, на фоне всех последовавших заявлений Президента РБ, к чему готовиться перевозчикам и грузовладельцам?

Реализация планов по переводу белорусского транзита из портов Литвы в Калининград и Санкт-Петербург весьма вероятна. Причем, можно допустить, что и страны Прибалтики могут перекрыть транзит по своим территориям из Калининграда, и тогда останется только Санкт-Петербург.

С экономической точки зрения эти решения не выгодны для Беларуси, но сейчас больший вес приобретает политическая мотивация белорусского руководства. И, что немаловажно, такой расклад выгоден Российской Федерации.

Чем конкретно это выгодно России?

Выгоды очевидны:
• увеличение перевалки грузов в российских портах;
• увеличение транзитного потенциала российских территорий (великолепный подарок для Ленинградской и Псковской областей);
• повышение конкурентоспособности ряда российских товаров из-за увеличения себестоимости белорусского экспорта («Уралкалий» будет счастлив).

Об отказе от услуг прибалтийских портов в пользу российских руководство Беларуси говорило уже давно, но не воплощало слова в жизнь из-за экономической нецелесообразности.

Сейчас для перехода от слов к делу создались сильные предпосылки, и Россия этот шанс (возможность повлиять на Беларусь в текущих условиях), скорее всего, не упустит.

Но пока не понятно, как всё это отразится на частном бизнесе – поставят ли для него какие-то барьеры на использование портов стран ЕС, или новые требования будут касаться только государственных предприятий?

А закрытие границы с Польшей? Кажется, что это какой-то сверхжесткий ход, который создаст проблемы всем участникам рынка?

Тут есть надежда, что высказанные белорусским президентом угрозы не будут реализованы, поскольку это не выгодно ни Беларуси, ни России, а будет очень выгодно той же Литве, Латвии и еще Украине - увеличится их транзитный потенциал. Беларусь потеряет доходы от транзита, российские и белорусские перевозчики понесут дополнительные убытки, импортные товары, производственное сырье и комплектующие станут дороже.

Но давайте смоделируем такую ситуацию: белорусско-польская граница закрыта. Как это отразиться на участниках логистического рынка?

Грузы поедут в обход Беларуси через Украину и Литву. А это означает, что:
• увеличится время и стоимость доставки из-за удлинения маршрутов;
• есть риск возникновения дефицита транспорта по причине недостатка украинских и литовских транзитных разрешений.

И хотя для российских перевозчиков разрешения Литвы и Украины не лимитированы, из-за резкого увеличения перевозок они могут быстро закончиться.

То есть транзит европейских товаров в таком случае не будет в принципе перекрыт, но доставка станет дольше и дороже. Кто от этого пострадает больше всех? Россияне и беларусы. Поэтому, я думаю, российская сторона удержит руководство Беларуси от принятия таких мер. Хотя в наше время что-то утверждать с уверенностью нельзя – мы можем не понимать всей мотивации политического и экономического руководства наших стран.

Кроме всего вышесказанного, есть ли еще какие-то риски негативных последствий в связи с белорусским политическим кризисом?

Есть риск, что из-за резкого ухудшения межгосударственных отношений с Республикой Беларусь европейские страны (в первую очередь, Польша) могут значительно сократить квоты разрешений на автомобильные международные перевозки для белорусских перевозчиков. Они и так сокращались от года к году, переговоры об обмене дополнительными разрешениями всегда проходили очень трудно. Теперь же квоты могут быть сокращены еще больше, и без возможности договариваться о дополнительных объемах. Это сильно снизит возможности белорусских транспортных компаний на рынке перевозок в/из Европы. Для грузовладельцев это очередной фактор увеличения логистических затрат из-за сокращения провозных возможностей на этом направлении.