Штрафы за простой и задержку есть в договоре

Интервью ведущего юрисконсульта TELS CARGO Надежды Лещинской интернет-порталу "Логирус"

Ведущий юрисконсульт TELS CARGO объяснила, в чем неправы эксперты из департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Международным и российским законодательством не устанавливается предел ответственности заказчика за простой транспортных средств перевозчика, поясняет ведущий юрисконсульт компании TELS CARGO Надежда Лещинская.

Напомним, в проект изменений в Устав железнодорожного транспорта, по данным «Коммерсанта», подготовлены поправки, согласно которым объем ежедневной компенсации за просрочку может быть сокращен с 9% до 3% от стоимости перевозки, а максимальная сумма платежа – со 100% до 50% от стоимости услуг. При этом опрошенные изданием эксперты объяснили снижение пени тем, что на других видах транспорта компенсация за несвоевременную доставку меньше, чем на железной дороге. В частности, Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий отметил, что «сейчас во всех видах транспорта, кроме железных дорог, сумма компенсации за просрочку доставки груза не может превышать 10% от стоимости контракта».

«Логирус» обратился к ведущему юрисконсульту компании TELS CARGO Надежде Лещинской с целью выяснить, какими законодательными актами регулируются вопросы несвоевременной доставки и простоя транспортных средств между перевозчиками (экспедиторами) и заказчиками при организации международных автоперевозок.

– Ситуация с пределами ответственности перевозчика (экспедитора) за нарушение сроков доставки груза автомобильным транспортом, – пояснила собеседница «Логируса», – в настоящее время сложилась следующая:
•    в соответствии с ч. 11 ст. 34 ФЗ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ, перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза;
•    ч. 5 ст. 23 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г. также устанавливает предел ответственности перевозчика за ущерб, причиненный просрочкой в доставке груза, в размере ставки фрахта: «В случае просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку».
– Видимо, – продолжает эксперт, – в связи с наличием пределов ответственности перевозчика, установленных международным и национальным законодательством, практика сформировалась таким образом, что в договорах перевозки грузов (договорах транспортной экспедиции) стороны, как правило, не указывают предел ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза, что, впрочем, не лишает перевозчика права ссылаться на указанные выше положения законодательства об ограничении его ответственности при возникновении спора между сторонами договора перевозки.

При этом, уточняет Надежда Лещинская, «к экспедитору пределы ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза также применимы, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик».

В настоящее время размер ответственности перевозчика (экспедитора) в договорах перевозки грузов (договорах транспортной экспедиции) определяется двумя основными способами:
•    в размере твердой суммы штрафа (в среднем, для рынка характерны суммы от 50 до 200 евро) за каждые сутки опоздания к месту разгрузки;
•    в процентах от ставки фрахта (порядка 10–20%). При этом, в некоторых договорах можно увидеть санкции к перевозчику (экспедитору) в размере, например, 10% от ставки фрахта за каждые сутки опоздания к месту разгрузки, а в некоторых – в размере 20–30% от ставки фрахта за сам факт опоздания, без привязки к количеству дней опоздания.
На практике, поясняет собеседница «Логируса», размеры штрафов варьируются в зависимости от направления перевозок, срочности и важности перевозимого груза для заказчика, а также иных обстоятельств конкретной перевозки и договоренностей сторон.
– Размер ответственности заказчика за простой транспортного средства с грузом, как правило, зеркален размеру штрафа перевозчика за нарушение срока доставки, то есть составляет от 50 до 200 евро за каждые сутки простоя, либо порядка 10–20% от ставки фрахта. При этом ни международное, ни российское законодательство не устанавливает предел ответственности заказчика за простой транспортных средств перевозчика. Таким образом, если в договоре такой предел не установлен, то размер ответственности заказчика определяется фактически исчисленной в соответствии с условиями договора суммой, – подытоживает Надежда Лещинская.