Ставки фрахта: динамика «американских горок» и «несинхронные танцы»

Грузоперевозки – одна из отраслей, которая наиболее пострадала в период мирового экономического кризиса. Сокращение предложения по грузоперевозкам в конце 2008-2009 годах буквально «обвалило» стоимость этих услуг и, соответственно, доходы участников этого рынка. В первую очередь, пострадали перевозчики. Мелкие предприятия, работающие на приобретенной в лизинг технике, вынуждены были расторгать лизинговые контракты, передавать технику лизингодателю и выходить из бизнеса. Крупные компании, имеющие запас прочности, продолжительный период работали в убыток.

Стремительный рост ставок фрахта в 2010 году создал ситуацию, когда перевозчики пока еще только-только выходят на рентабельность, а грузовладельцы, запланировав в бюджете затраты на грузоперевозки на уровне 2009 года, никак не могут приспособиться к постоянному росту стоимости этих услуг. Крупные транспортно–экспедиционные компании, обеспечивающие контрактные перевозки и исполняющие свои тендерные обязательства перед Клиентами в полной мере ощущают на себе эти «несинхронные танцы».

В начале послекризисного 2009 года ситуация была такой: перевозчики для удержания рыночных позиций готовы были снижать ставки до 40% по сравнению с 2008 годом, а грузовладельцы еще были готовы платить высокую ставку на уровне прошлых периодов. Поэтому рентабельность перевозок выросла, примерно, с 5-6% (в конце 2008 г) до 10-12% (в начале 2009 г).

Сегодня, в 2010 году, ситуация совсем иная. Перевозчики, ощущая растущий спрос, постоянно повышают ставки, а грузовладельцы постоянно не готовы к непрерывно повышающемуся уровню цен. Транспортные экспедиции в этих условиях, выполняя подписанные ранее контрактные обязательства, нередко выполняют заказы с «минусовой» рентабельностью.

При этом говорить о том, что для перевозчиков наступили «золотые» времена тоже еще очень рано.

Андрей Абрагимович, Генеральный директор TELS CARGO: «Перевозчики только недавно стали выходить в «ноль» по текущей деятельности. Во-первых, уровень сегодняшних ставок фрахта еще далек до уровня 2008 года.

Во-вторых, большая часть автопарка перевозчиков приобретается в лизинг. Банки и лизинговые компании, которые «терпели» убытки своих клиентов в 2009 году, теперь начинают в их отношении жесткую политику. Поэтому повышение ставок фрахта, ужесточение условий по оплате (главным образом, сокращение сроков оплаты) все равно поддерживает сегодня перевозчиков только на уровне окупаемости (в лучшем случае, небольшой рентабельности)».

По мнение многих экспертов, рост ставок фрахта будет продолжаться и к концу 2010 - началу 2011 года превысит уровень августа 2008 года. Транспортные компании, находясь в условиях сократившегося рыночного предложения провозных возможностей и желая компенсировать убытки кризисного периода, буду увеличивать стоимость своих услуг.