Рынок международных транспортно-логистических услуг РФ в 2019-22 гг

Из ответов экспертов TELS на вопросы исследовательского агентства M.A. Research
Андрей Абрагимович, Генеральный директор TELS CARGO
О текущем состоянии рынка ТЛУ и результатах работы компании
Рынок международных автомобильных грузоперевозок РФ в 2019 году продолжает медленно сокращаться. Согласно данным Евростат, за первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 3% снизились перевозки грузов из Евросоюза в РФ, темпы роста в экспортном направлении уменьшились вдвое по сравнению с 2018 годом – до 6%.
На фоне растущего дефицита квалифицированных водительских кадров увеличиваются затраты на водительский персонал. В прошлом году затраты на водителей-международников в нашей компании выросли на 10% по сравнению с 2017 годом, в этом году динамика примерно такая же.
К счастью, в текущем году не было такого резкого роста стоимости топлива, как в 2018-м, хотя рост в рамках инфляции – тоже рост.
В 2018 году по сравнению с 2017-м количество транспортных заказов и общая выручка перевозок компании увеличились более чем на 30% благодаря расширению автопарка и увеличению загрузок. На фоне такой результативности прошлого года динамика в 2019 году выглядит пока скромно.
О положительных и отрицательных тенденциях
Прогнозы по росту экономики России в ближайшие годы весьма умеренные, с июня прошлого года эти прогнозные показатели только снижаются. Рост реальных доходов населения тоже сокращается, а по некоторым данным даже уходит в минус. На этом фоне европейские товары становятся менее конкурентны по сравнению с более дешевыми аналогами из Азии.
Рынок международных автомобильных перевозок сужается, но это не зачеркивает перспектив индивидуального роста компаний-перевозчиков. Международные грузопотоки есть и будут, но заказывают эти перевозки все более крупные компании с высокими требованиями к уровню сервиса и технологий.
На рынке идут закономерные процессы увеличения доли крупных перевозчиков в общем объеме международных логистических услуг. Усиление законодательных требований к качеству техники и режиму труда и отдыха водителей, как в Евросоюзе, так и в России, играет на пользу крупным транспортным компаниям. Повышение требований заказчиков к качеству услуг также делает нас более конкурентоспособными по отношению к малым и средним перевозчикам.
Дефицит квалифицированных водителей на рынке труда уже привел нас к определенным ограничениям: приходится учитывать этот фактор при планировании своего развития и графика расширения автопарка. Эта тенденция идет по нарастающей и будет усиливать свое влияние в последующие годы.
О стратегии компании в текущем году и в ближайшие 3 года
В текущем году мы увеличили автопарк на 50 автосцепок – до 350 единиц большегрузного транспорта. Для повышения конкурентоспособности диверсифицируем автопарк по подвижному составу и странам регистрации. Весной открыли предприятие в Чехии, чтобы:
•    снять проблему недостатка разрешений на международные автомобильные перевозки (особенно, транзитные польские) на важном для нас направлении Чехия-РФ;
•    снизить издержки – техника в Чехии стоит намного дешевле с учетом всех тех затрат, которые приходится нести при покупке этой же техники в России.
Наша стратегия развития имеет два основных вектора: 1) оптимизация бизнес-процессов с целью сокращения издержек, в том числе за счет автоматизации; 2) развитие долгосрочных партнерских отношений с крупными заказчиками. Для этого мы готовы комплектовать парк подвижным составом, который нужен заказчику, менять схемы перевозок и кругорейсов с учетом специфики законодательства стран присутствия, брать на себя обязательства по проактивной оптимизации схем перевозок.
Наш автопарк ежегодно увеличивается примерно на 10-15%, и мы продолжим его дальнейшее расширение.
Последнее время наметилась тенденция к увеличению запросов на перевозку объемных грузов. Для удовлетворения таких потребностей в 2019 году мы увеличили парк полуприцепов типа МЕГА объемом 100 м3. Планы по расширению такого парка есть и на 2020 год.