В ЕС согласованы новые положения «Пакета мобильности». К чему готовиться участникам рынка?

12 декабря 2019 года Парламент, Еврокомиссия и Совет министров ЕС провели заключительные переговоры по согласованию новых правил так называемого «Пакет мобильности»*. Теперь новые поправки в законодательство должны быть официально одобрены Советом и Парламентом. После этого у 28 стран-членов ЕС есть 18 месяцев, чтобы включить изменения в национальное законодательство. По предварительным данным, новые поправки вступят в силу в 2021 году.
Основные изменения в правилах грузовых перевозок:
•    Каждые 8 недель грузовик должен возвращаться в страну регистрации. Иностранные водители должны будут возвращаться на родину каждые 3 недели.
•    Ужесточены правила каботажных перевозок.
•    Унифицирована заработная плата: водителю грузовика, прибывшему с товарами из-за границы, должна выплачиваться местная зарплата за период работы в этой стране.
•    На коммерческий транспорт грузоподъемностью до 3,5 тонн вводятся такие же ограничения, что и для большегрузов.
Против предложенной редакции «Пакета мобильности» проголосовали Бельгия, Болгария, Хорватия, Ирландия, Литва, Латвия, Мальта, Польша и Венгрия. Руководство этих стран не раз заявляло, что он является дискриминационным по отношению к перевозчикам государств, расположенных на окраинах Европейского Союза, и, в частности, из Восточной Европы.
Протекционизм или забота?
В Европейской Федерации работников транспорта (ETF) утверждают, что ужесточение правил коммерческих перевозок направлено на то, чтобы улучшить ситуацию самих дальнобойщиков. Регулярный возврат автомобилей в страну регистрации поможет бороться с компаниями, которые ведут свой бизнес в странах с низкой зарплатой, в то время как грузоперевозки осуществляют в основном в других странах.
В рамках выставки Transport Logistics 2019 в Мюнхене активно обсуждалась проблема дефицита водительских кадров. По статистике Евростата, автомобильные грузовые перевозки на сегодняшний день являются основным видом транспортировки грузов в ЕС, на их долю приходится более 75% от общего объема. Нехватка водителей стала уже угрозой для надежности поставок. По данным директора Messe München, в настоящее время вакантным остается 21% рабочих мест в сфере грузовых перевозок.
Исследования, проведенные Федеральной ассоциацией грузовой автомобильной транспортной логистики и утилизации (BGL), показали, что нехватка водителей может быть устранена за счет улучшения имиджа профессии и повышения уровня «признательности», то есть оплаты труда.
«Нехватка водителей и квалифицированных сотрудников была доминирующей темой в программе HR-конференций на выставке. Индустрия логистики понимает, что она обязана сделать что-то для того, чтобы профессия водителя стала более привлекательной, начиная с зарплат и условий работы и до взаимодействия на рампе, - рассказывает один из участников выставки Transport Logistics 2019, директор по развитию TELS CARGO Владимир Карачун. - BGL прямо приветствует все нововведения в Пакет мобильности, поскольку это должно способствовать пересмотру представления о профессии водителя как о трудной мужской работе. Правила об обязательном регулярном возвращении грузовиков в страну регистрации, а водителей – в свои семьи, было оценено особенно позитивно».
Как это отразиться на участниках рынка грузоперевозок?
По мнению Генерального директора TELS CARGO Андрея Абрагимовича, для автоперевозчиков из России и других стран, не входящих в ЕС, эти нововведения практически ничего не меняют. Грузовладельцы на международных направлениях в/из ЕС также не должны ощутить усиления давления, поскольку ограничения фактически направлены на внутриевропейских перевозчиков.
«Новые ограничения больнее всего ударят по польским и литовским перевозчикам, которые работают между странами Евросоюза, не возвращаясь в свои страны месяцами. Этот «пакет» лоббируют западноевропейские транспортные компании, у которых поляки и литовцы отбирают «хлеб», работая по низким ценам, поскольку их затраты на водителей значительно ниже», - поясняет Андрей Абрагимович. – Для транспорта TELS чешской регистрации тоже ничего не меняется – машины будут возвращаться в Чехию чаще двух недель».
Использованные источники: logist.today, telsgroup.ru