Анализ Таможенного кодекса ЕАЭС от экспертов Юридического департамента
Вступивший в силу с 1 января 2018 года единый для стран Евразийского экономического союза Таможенный кодекс содержит много новшеств и по своей сути является прорывным документом по сравнению со своим предшественником – Таможенным кодексом Таможенного союза. Эксперты Юридического департамента TELS CARGO выделили основные значимые моменты, которые существенным образом отличают новый ТК и в ближайшее время, по мере реализации всех его положений, изменят практику таможенного оформления и выпуска товаров.
Перед предметным рассмотрением обозначим один общий момент: от преимущественного регулирования таможенной сферы национальными ТК и двадцатью международными соглашениями, которые нередко противоречили друг другу, страны ЕАЭС перешли к регулированию процессов таможенного оформления единым Таможенным кодексом ЕАЭС. Документ стал намного шире, включает в себя переходные положения, в которых указано как действовать, если на момент вступления в силу кодекса еще не начнут действовать дополнительные Решения ЕЭК.
Главные новшества ТК:
Приоритет электронного декларирования над бумажным
Новый Кодекс устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в бумажной форме.
Теперь таможенное оформление в бумажной форме допускается только в случаях:
• при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
• в отношении товаров для личного пользования;
• в отношении транспортных средств международной перевозки;
• в отношении товаров, посылаемых в МПО, при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и/или иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами;
• в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств членов, если это предусмотрено Комиссией.
Декларирование в письменной форме также может быть произведено в случае отсутствия возможности у таможенного органа принять электронную декларацию в связи с неисправностью информационной системы.
Декларация без лишних документов
Новый Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары, а также транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными.
Документы и/или сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не предоставляться таможенному органу, если сведения о таких документах и/или иные сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из своих информационных систем, а также информационных систем организаций государств-членов ЕАЭС. В таких случаях декларанты указывают сведения об этих документах в таможенной декларации или предоставляют их иным способом в соответствии с ТК.
Новое в предварительном информировании
Представление таможенным органам предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза, является обязанностью.
Теперь состав предварительной информации (ПИ) делится на 2 вида в зависимости от целей представления:
• ПИ, представляемую в целях оценки рисков – обязательная часть;
• ПИ, представляемую для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая предоставляется по желанию участника ВЭД.
В зависимости от цели предоставления предварительной информации определяется состав представляемых сведений.
При этом, состав сведений, структура, формат, порядок и сроки предоставления, порядок формирования ПИ и т.д. будет определятся ЕЭК. Также будут разработаны отдельные решения для ПИ на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.
Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций
Согласно старому ТК Таможенного союза, таможенные операции совершались только таможенным инспектором. ТК ЕАЭС вводит возможность совершения отдельных таможенных операций в автоматизированном режиме, без участия должностных лиц таможенных органов.
Срок выпуска товаров
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Но… Если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, то выпуск осуществляется в течение 4 часов с момента начала времени работы таможенного органа
Срок выпуска товаров может быть увеличен до 1 рабочего дня в случаях:
1. если таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
2. декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
3. декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
Допускается продление срок выпуска товаров на 10 дней с разрешения начальника таможенного органа для:
1. проведения или завершения начатого таможенного контроля;
2. выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
3. предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений или при назначении таможенной экспертизы.
Изменение места доставки
Допускается изменение места доставки товаров без завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита, если такое место доставки расположено в том же регионе деятельности таможенного органа, где и первоначально установленное таможенным органом отправления место доставки товаров.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, определяется ЕЭК
Завершение таможенной процедуры таможенного транзита
Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита таможенному органу назначения представляется транзитная декларация и другие документы:
1. в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, – в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров;
2. в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, – в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов о таможенном регулировании
От имени перевозчика вышеуказанные действия могут быть совершены лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании
Формы и меры таможенного контроля
Подход с к процедурам таможенного контроля сильно изменился. В старом Кодексе все инструменты таможенного контроля назывались формами (их было 12). В ТК ЕАЭС определяется 8 форм таможенного контроля и 13 мер, которые будут их обеспечивать.
Формы:
1. Получение объяснений.
2. Проверка таможенных, иных документов и/или сведений.
3. Таможенный осмотр.
4. Таможенный досмотр.
5. Личный таможенный досмотр.
6. Таможенный осмотр помещений территорий.
7. Таможенная проверка (камеральная, плановая выездная).
8. Внеплановая выездная таможенная проверка.
Меры:
1. Проводить опрос.
2. Запрашивать, требовать и получать документы и/или сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и/или образцы товаров.
4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
6. Применять таможенное сопровождение.
7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
8. Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
9. Привлекать специалиста.
10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
12. Осуществлять таможенное наблюдение.
13. Проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров.
Отсрочка уплаты таможенных платежей
Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов.
Также вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. Если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений.
Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.
Уполномоченный экономический оператор
По новым правилам:
• статус УЭО может получить только юридическое лицо государства-члена ЕАЭС (ранее компания могла быть нерезидентом);
• свидетельство, которое получит компания-УЭО, может быть 3 типов, каждое из которых предполагает разный перечень специальных упрощений, которыми тот будет пользоваться;
• статус УЭО могут получить таможенные представители, владельцы складов, таможенные перевозчики и владельцы таможенных складов (ранее это мог быть только декларант).
Теперь статус УЭО будет признаваться всеми государствами-членами ЕАЭС. Более того, государства, не входящие в ЕАЭС, тоже смогут предоставлять уполномоченным экономическим операторам специальные упрощения на взаимной основе.