Рынок грузоперевозок в 2023 году
С Начала 2022 года и за весь период 2023 года произошли значительные изменения в области логистики. В сравнении с альтернативными методами доставки грузов, международные автотранспортные перевозки понесли наибольшие потери. Одной из основных причин таких затруднений является прекращение перевозок в страны Евросоюза.
По данным, предоставленным Евростатом, объем транспортных перевозок между странами Евросоюза и Россией за период с января по июнь 2023 года составил всего лишь 2,77 миллиона тонн, с общей стоимостью 20,3 миллиарда евро. В сравнении с аналогичным периодом в 2022 году эти показатели были намного выше: 7,8 миллиона тонн, с общей стоимостью в 28,9 миллиарда евро
В том числе, объем поставок грузов в Россию из европейских стран автомобильным транспортом составил 1,92 миллиона тонн, на общую сумму 18,8 миллиарда евро. В то же время за тот же период в 2022 году эти показатели были 3,37 миллиона тонн, на общую сумму 23,5 миллиарда евро.
Такой сценарий сделал более привлекательным для автотранспортных перевозок направление на юг, например, Турцию, и, безусловно, на восток – в Китай.
Далее мы поговорим о состоянии автотранспортных перевозок по основным направлениям TELS CARGO в 2023 году, а также рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются автоперевозчики, и изучим потенциальные перспективы развития данной отрасли.
Турецкая Республика
С начала 2022 года стало заметно возрастание объемов грузоперевозок в направлении Турция-Россия. Видим, что происходит акцентированное перераспределение внимания на турецкое направление.
Заметно, что увеличился объем грузоперевозок, где погрузка/разгрузка грузов осуществляется на территории России или Турецкой Республики, но отправителями или получателями товаров являются нерезиденты Турции. В связи с этим развитием данного направления, было организовано и запущено паромное сообщение между портами России и Турции: Самсун и Карасу, а также Новороссийск и Туапсе.
Тем не менее, остаются нерешенные задачи. Например, возможность осуществления автомобильных грузоперевозок из Турции на паромах через порт Туапсе в соответствии с процедурой МДП. Проблема состоит в том, что этот порт не упоминается в списке пунктов пропуска через границу Российской Федерации (согласно приказу Минфина России № 159н от 27.10.2017), через которые возможен ввоз груза с использованием книжек МДП. В результате перевозчики вынуждены оформлять национальную процедуру транзита, а также поручительство в порту для транспортировки грузов через территорию РФ до таможенного пункта назначения, что приводит к дополнительным финансовым затратам.
Другой проблемой является значительное снижение объемов транзитного перемещения санкционных товаров адресатам из России. В отношении определенных позиций турецкая сторона полностью приостановила оформление такого транзита. Эта проблема в настоящее время решается ситуативно, однако в целом остается актуальной.
Помимо этой проблемы возникают трудности с загрузкой российских транспортных средств грузами в направлении Российской Федерации, прибывшими в турецкие порты.
С учетом изменения транспортных маршрутов с европейского на турецкое направление, российские транспортные перевозчики получают заказы на доставку грузов в Россию, прибывших в турецкий порт морским путем, однако получить груз в турецком порту имеют право лишь турецкие перевозчики.
Согласно действующему законодательству Турецкой Республики, осуществлять такие перевозки имеют право только турецкие перевозчики, обладающие специальной лицензией, выданной турецким Минтрансом. Турецкая сторона заявляет, что для выдачи подобной лицензии российским перевозчикам требуется решение на высшем уровне государства и, как следствие, Указ Президента Турции или решение Правительства.
В 2023 году объем грузоперевозок по данному направлению снизился на 1% по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Это объясняется снижением тарифов на грузовые перевозки из Турции, а также нехваткой экспортных поставок. Однако если обратить внимание на общий объем грузоперевозок, который осуществляется автоперевозчиками в 2023 году, то доля турецкого направления увеличилась на 10,4%, охватив приблизительно 40%.
Российские грузоперевозчики используют Грузию только для транзита грузов в Турцию или Армению (и наоборот), так как транзит по ее территории санкционированных товаров, подпадающих под антироссийские меры, запрещен. В Азербайджане запрещен транзит грузов в/из Армении. Поэтому, в случае необходимости доставки груза, они предпочитают использовать маршрут через Грузию.
Сегодня TELS CARGO активно использует все имеющиеся варианты маршрутов по доставке грузов из Турции в Россию и из России в Турцию в зависимости от их целесообразности и финансовой взаимовыгодны.
Иран
Южные регионы России уже давно активно развивают автомобильные перевозки из Ирана и в Иран. Это направление начало развиваться еще в 2022 году, и с тех пор в него вовлечено значительно больше регионов страны.
Однако, вести бизнес с Ираном довольно сложно. Основная проблема заключается в отсутствии достаточного объема необходимых разрешений со стороны Ирана, что замедляет развитие этого направления для российских перевозчиков. Другая сложность заключается в частых и длительных задержках на границе между Ираном и Азербайджаном. Существуют приоритеты проезда, и в первую очередь пропускают иранские и азербайджанские транспортные средства, в то время как российский транспорт может простаивать на границе до 10 дней.
Казахстан
В Казахстане большая часть грузов может ввозиться только через соответствующие механизмы трансбордировки на приграничных таможенных пунктах и временных складах, после введения Евросоюзом пятого пакета санкций против России и Беларуси. Тем не менее, использование таких механизмов было запрещено в Казахстане еще в 2015 году. В связи с этим Россия достигла соглашения с Казахстаном, и данное ограничение было приостановлено до начала 2024 года. Кроме того, российским грузоперевозчикам, помимо казахстанских разрешений, необходимо получить разрешение на груз от первоначального перевозчика, являющегося резидентом европейского государства.
Однако проблемы не заканчиваются на этом. Годовой объем казахстанских разрешений на транспортировку грузов в/из третьих стран ограничен. Аналогичные разрешения со стороны Российской Федерации, так сказать, подошли к своему концу. Эксперты, опираясь на анализ и статистику, утверждают, что объем перевозок из России в Казахстан и обратно составляет около 5 миллионов тонн, и только 10% из этого объема приходится на перевозки со стороны Российской Федерации.
Однако для TELS CARGO Казахстан является одним из ключевых рынков по грузоперевозкам. Сегодня в стране работает полноценный офис в Алматы.
Китай
Китай начал поэтапное снятие ограничений, связанных с ковидом, с начала 2023 года. Одним из главных шагов стала отмена правил перегрузки и трансбордировки для транспортных средств, позволяющая автомобилям загружаться и разгружаться на приграничных пунктах. Бывали случаи, когда транспорт проходил из России внутрь Китая через транзит по Монголии. Однако после окончания пандемии Китай официально не разрешил проезд транспорта внутрь страны.
С момента середины мая 2023 года грузовое направление через Забайкальск перешло на круглосуточный режим работы. Это привело к увеличению пропускной способности на 1,7 раза. Объем грузовых перевозок между Россией и Китаем за последние полгода вырос на 2% по сравнению с предыдущим годом.
В текущем году продолжается тенденция, при которой импорт товаров из Китая (до 80%) преобладает над экспортом (до 20%). В сравнении с другими видами доставки (железнодорожной или морской), не предполагается резкого увеличения роли автомобильных перевозок грузов между Россией и Китаем. Этот вид доставки был эффективен и нашел свою нишу во время пандемии и ограничений в 2020-2021 годах. Он, конечно, связан с определенными рисками, поэтому на данный момент существует как альтернатива или дополнение к железнодорожным перевозкам. Однако мультимодальная доставка через порты Дальнего Востока занимает слишком много времени, в то время как автомобильная доставка более универсальна. Более того, она может быть очень привлекательной для грузополучателей восточных регионов России.
Кроме вышеперечисленных маршрутов, автоперевозчики из России также осуществляют доставку своих грузов в другие государства, включая Узбекистан, Монголию, Таджикистан, Беларусь и другие. В большинстве случаев для транзита или двусторонних перевозок не требуются иностранные разрешения. Однако эти направления не обеспечивают возможности для отслеживания динамики транспортных перевозок.
Если оценить общий объем международных грузоперевозок автомобильным транспортом, то российские перевозчики замечают снижение на уровне 15-17%. Причина этого весьма очевидна. Направление на Турцию переживает спад в предложениях по экспорту грузов, а также снижение тарифов за перевозки, что заставляет компании пересмотреть свои приоритеты в сторону внутренних грузоперевозок в России. И что интересно, в этот период перевозчики отмечают увеличение числа турецких автомобилей на складах и предприятиях России, которые отгружают свои товары, включая импортные.
Однако, несмотря на это, существуют перспективы развития других, совсем новых направлений автомобильных грузоперевозок. В настоящее время наиболее перспективными направлениями являются Индия и Пакистан. Несмотря на отсутствие межправительственного соглашения о международной перевозке с Индией, обмен такими разрешениями выполняется с Пакистаном с сентября 2023 года.
Таким образом, можно уверенно заявить, что санкции Евросоюза не истребили логистику автомобильных грузоперевозок в Российской Федерации. В настоящее время она успешно адаптировалась к измененным условиям и будет продолжать открывать новые маршруты для сотрудничества с другими странами.
Доставка грузов из Китая и в Китай
Сегодня TELS CARGO активно доставляет грузы по направлениям:
Россия – Китай – Россия
Россия – Турция – Россия
Россия – страны ЕС – Россия
Подробнее о нашем портфеле услуг