«Таможенный перевозчик» – статус надежной компании

Подбор надежных подрядчиков для автомобильных грузоперевозок – одна из важнейших задач для грузовладельцев и экспедиционных сервисов. Для решения этой задачи компании разрабатывают свои профили надежности подрядчиков и процедуры проверки.


Критерии надежности перевозчиков и их отбор

Требования страховых компаний, страхующих ответственность экспедиторов, подчеркивают необходимость разработки и обязательного соблюдения процедур по отбору подрядчиков. Критерии надежности могут включать десятки пунктов, требующих проверки и оценки.

Евгения Голуб, заместитель генерального директора TELS CARGO: «В процедуре допуска подрядчиков, которая действует, например, у экспедиционного бизнеса TELS, более 20 признаков надежности перевозчиков. Часть из них не афишируется, чтобы не снизить эффект проверок, но укрупненно несколько главных критериев: как давно существует компания и была ли смена собственников в ближайшем прошлом; количество подвижного состава в собственности (в лизинге); страховое покрытие; наличие реального физического офиса и др.

При этом нет гарантий, что проверенный по всем процедурам перевозчик в трудный момент не воспользуется какой-то схемой, которая обнулит уровень его безопасности. Например, привлечет транспорт, зарегистрированный на физическое лицо. Конвенция КДПГ четко определяет, что перевозчик – это юридическое лицо (на физлицо страховое покрытие CMR не распространяется). Даже если формально во всех сопроводительных документах перевозчиком будет значиться юрлицо, при возникновении страхового случая страховая компания скорее всего откажет в возмещении убытков».

Получается, что надежность перевозчика в значительной степени определяется его собственным отношением к своей работе, к выстраиванию уровня безопасности для себя и своих заказчиков. Даже полное соответствие перевозчика всем критериям надежности во время проведения проверки может не защитить заказчика перевозки от потерь в дальнейшем.

Признак, объединяющий почти все критерии надежности

Для упрощения отбора надежных подрядчиков грузовладельцы могут сконцентрировать внимание на автотранспортных компаниях, имеющих статус «таможенного перевозчика». Наличие этого статуса само по себе подразумевает соответствие многим критериям отбора.

Андрей Абрагимович, Генеральный директор TELS CARGO: «Чтобы получить статус таможенного перевозчика, предприятие должно работать на рынке минимум три полных года (два года по системе TIR, и год до этого – чтобы получить допуск к работе по системе TIR). Фирмы-«однодневки» здесь точно не проходят. Для получения статуса таможенного перевозчика у предприятия не должно быть серьезных нарушений перед таможенными органами в предыдущие годы.

Каждый год статус актуализируется – подается заявка на продление, и таможня проверяет деятельность перевозчика за предыдущий год. При наличии нарушений статус могут не продлить.

Сколько у предприятия лет непрерывного статуса таможенного перевозчика, столько лет оно работало без каких-либо серьезных нарушений. Для примера, у TELS CARGO статус таможенного перевозчика уже 7 лет».

Таким образом, таможенный перевозчик – это точно солидная компания с многолетним опытом практически безупречной работы на рынке, со своим офисом, парком автомобилей, юридической службой, отлаженными бизнес-процессами и контролем качества работы.
К тому же, таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами всем своим имуществом, поэтому он очень заинтересован в соблюдении всех норм.


Преимущества работы с таможенным перевозчиком

Таможенный перевозчик может перевозить товары по всей территории Таможенного союза, не применяя мер по соблюдению таможенного транзита («таможенный перевозчик» - это по сути и есть вид гарантии). Также он может перевозить без конвойного сопровождения дорогостоящие грузы, стоимость таможенных платежей по которым превышает сумму покрытия TIR-carnet.

Евгения Голуб: «Когда грузовладелец нанимает таможенного перевозчика – он экономит время и деньги.

Пример. При стоимости груза в миллион евро обеспечение гарантии уплаты таможенных платежей по обычной процедуре таможенного транзита будет стоить заказчику от 700 до 900 евро. Таможенный перевозчик покрывает эту гарантию. Разумеется, затраты на поддержание своего статуса перевозчик включает в ставку фрахта, но для заказчика это в разы дешевле, чем покупка гарантии.

При варианте конвойного сопровождения, помимо прямых затрат, увеличивается время перевозки за счет: ожидание конвоя (не всегда конвойный экипаж сразу готов выехать), низкой скорость движения (сам перевозчик ехал бы быстрее) и пр.

Таможенный перевозчик, как правило, едет без досмотров, на что у обычного перевозчика тоже уходит время. Значительно упрощается решение всяких внештатных ситуаций в процессе перевозки. Например, если в пути сломалась машина, мы можем в электронном виде подать изменения в таможенный орган, другой тягач подхватит груз и доставит в тот же день на таможню. Это дополнительная гарантия своевременной доставки.

Если в процессе перевозки меняется таможенный пост, мы можем подать в таможенный орган изменения в электронном виде и поехать по другому маршруту. Обычному перевозчику в таких случаях требуется заезд на первоначально указанную таможню».

Дополнительные факторы надежности перевозчика

В качестве дополнительных факторов надежности автотранспортной компании можно назвать повышенное внимание к безопасности перевозок для груза и водителя.

Андрей Абрагимович: «На сохранность груза напрямую влияют характеристики жесткости полуприцепа и его систем крепления. Все полуприцепы в автопарке TELS CARGO соответствуют стандарту устойчивости кузова EN 12642 XL и оснащены дополнительными системами крепления: 14-16 стяжных ремней (стандарт – 12), 40 матов противоскольжения, 16 уголков для сохранности стяжного ремня и кромки груза, 2 поперечные балки для блокировки груза.

Водители TELS укомплектованы дополнительной экипировкой и средствами индивидуальной защиты: каска, защитная куртка, защитные очки, кожаные ботинки с жесткими носами, а с момента развития пандемии COVID-19 – еще и всеми необходимыми средствами противовирусной защиты.

Средний возраст техники в автопарке TELS CARGO – 2,5 года, максимальный – 5 лет. Закупаются тягачи только иностранных марок, в конфигурации с автоматической коробкой передач, антиблокировочной системой, круиз-контролем и прочими опциями, которые имеют значение для безопасности и комфорта вождения.

Штатный водительский состав – тоже фактор безопасности (привлеченные по подряду экипажи – это всегда повышенный риск). При приеме на работу водители проверяются нашей службой безопасности, изучается история их правонарушений, проводится психологическое тестирование. Медосмотры проводятся перед каждым выездом в рейс».